«Слипер» — изготовленный на заказ жилой модуль. Несмотря на кажущуюся роскошь, это в первую очередь рабочий инструмент: для некоторых водителей он буквально заменяет дом.
Российские дальнобойщики любят американские грузовики за большие и комфортные спальники, превосходящие по всем параметрам спальники капотных европейских тягачей. Но спальник «американца» не идёт ни в какое сравнение со «слипером» — полноценным домом на колёсах.
«Слипер» — американское изобретение, которое стало возможным благодаря местному законодательству: длина автопоезда в США не ограничена. Изготавливаются такие жилые отсеки на заказ и стоят довольно дорого: их цена сопоставима со стоимостью нового тягача.
Один из самых известных производителей «слиперов» — компания ARI sleepers (штат Индиана). Ведущий YouTube-канала «808» Ким Коршунов побывал на заводе компании и посмотрел на «слиперы» изнутри, а заодно пообщался с водителями, которые живут и работают в своих грузовиках и узнал, может ли среднестатистический дальнобойщик накопить на такую машину.
Рабочий инструмент
Ким Коршунов отмечает: для американского дальнобойщика «слипер» — не дорогая игрушка, а рабочий инструмент. Большинство клиентов ARI sleepers используют такие машины для повседневной работы, для длительных рейсов, а некоторые даже живут в них. Компания работает с американскими тягачами Kenworth, Western Star, Peterbilt, но в последнее время всё больше домов на колёсах делается на базе капотных Volvo.
Первая машина, которую осмотрел Ким Коршунов, сделана на базе Volvo VNL860. Снаружи изменений немного: два штатных топливных бака, несколько отсеков для хранения. Кстати, вторая по популярности опция для таких отсеков — выносной гриль: американские водители любят готовить барбекю во время отдыха.
Нет изменений и в кабине. А вот в самом «слипере» всё необычно и интересно. Первое, что бросается в глаза — огромная двуспальная кровать. При необходимости можно добавить второй ярус. Такая опция может понадобиться, если дальнобойщик путешествует со своей семьёй.
Здесь огромное количество шкафов и полок, а по бокам два окна. На кухне есть электрическая плита, холодильник и, разумеется, раковина.
Есть, разумеется, и санузел с душевой кабиной. Всё вместе это избавляет водителей от необходимости пользоваться объектами придорожного сервиса: готовить еду, стирать одежду, умываться и справлять естественные потребности они могут не покидая рабочего места.
Слово дальнобойщикам
Первый владелец «слипера», который согласился побеседовать с ведущим — Ларри Хендрикс. Он приехал в ARI Sleepers вместе со своей супругой Сарой.
Спасибо, что уделили время. Скажите, что вы здесь делаете?
— Мы привезли трак в мастерскую. На него будут устанавливать рампу для мотоцикла, чтобы мы могли возить его с собой.
А грузовик для вас развлечение или рабочий инструмент?
— Инструмент — и наш дом. Так мы зарабатываем на жизнь, прямо сейчас возим реактивные двигатели и запчасти для самолётов. В траке есть холодильник, плита, душ и туалет. Всё необходимое. Удобно! У нас это уже шестой грузовик-«слипер», мы ездим на них 26 лет. А до этого было три обычных тягача.
Что с расходом топлива? Он выше, чем у обычного грузовика?
— Расход около 5-6 миль на галлон (около 47 литров на 100 км), ненамного больше чем у обычного грузовика. Мы оба водим грузовик и обычно работаем так: я еду 10 часов, потом просыпается Сара и едет следующие 10 часов. По закону каждый из нас может быть за рулём максимум 70 часов в неделю.
А можно поинтересоваться, сколько вам лет?
— 74.
И вы водите мотоцикл?
— Да, только что купил новый.
Какие у вас планы на будущее? Собираетесь купить новый трак или мотоцикл?
— Да, прямо сейчас мы строим новый «слипер». На этом будем ездить, пока не накатаем 500 тысяч миль. Такой пробег набегает примерно за три года.
Какой будете покупать?
— Volvo. У новых моделей американских траков не хватает длины колесной базы, чтобы построить «слипер», который нам нужен. Вот у этого — максимум длины, что есть у американцев. А мне нужно больше, чтобы сзади поместился гараж для мотоцикла.
Гараж?!
— Да, у нас уже был такой с гаражом. Сейчас нужен новый.
Огромное спасибо за уделённое время.
— На здоровье, удачи вам!
Второй водитель — Винсент Ломбарди — приехал один: он пригласил Кима Коршунова в свой «слипер» и рассказал о работе.
У вас тут ноутбук. Зачем он вам?
— У дальнобойщиков хватает бумажной работы. Оформить документы, проверить маршрут. Всё это можно сделать и на смартфоне, но у ноутбука экран больше и качественнее.
Давно вы работаете дальнобойщиком?
— Я за рулём с 1976 года.
Почему решили купить «слипер»?
— В работе дальнобойщика тоже хочется роста. Хочется выйти, так сказать, на новый уровень. Сейчас мы возим медицинское оборудование, иногда загрузка занимает много времени и приходится ждать. Классно, когда у тебя под рукой есть все необходимое.
Вам здесь удобно?
— Да, даже удобнее чем дома. Я готовлю себе домашнюю еду. Мне не нужно питаться фастфудом, принимать душ на стоянках, ходить там в туалет. Мы с женой просыпаемся, пьем кофе в постели, смотрим телевизор. У нас тут индукционная плита: жена готовит, мы завтракаем и сразу можно работать!
Скажите, сколько вам пришлось работать, чтобы накопить на такой грузовик?
— Этот мы брали в кредит. Но скажу, что доход от нашей работы выше, чем ежемесячные платежи.
То есть, работая дальнобойщиком в США можно позволить себе купить вот такой «слипер»?
— Да, конечно. Но всё-таки со «слипером» нужно точно понимать, потянете ли вы такую покупку.
Сколько стоит «слипер»?
Грузовик на базе Volvo VNL860, о котором шла речь в самом начале, обойдётся покупателю в 300 тысяч долларов. В среднем за тягач приходится выложить 120-150 тысяч долларов и ещё столько же за сам «слипер», но не стоит забывать, что комплектации у «дворцов на колёсах» разные и они влияют на финальную стоимость.
Подержанные тягачи со «слиперами» можно купить гораздо дешевле: цены на них начинаются со 105 тысяч долларов.