Грядущие изменения коснутся режима труда и отдыха водителей коммерческого транспорта.
В 26 пункте Правил дорожного движения изложены нормы времени управления и отдыха водителей.
Согласно примечанию к этому пункту данные нормы обязаны выполнять физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
Эксплуатация — это определенный процесс, связанный с действиями, осуществляемыми указанными физическими лицами.
Чтобы разобраться, что это за процесс и какую юридическую дефиницию предполагает данный процесс, обратимся к определению данного процесса, изложенному в Решении Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"):
«"эксплуатация" - стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации;».
Таким образом, круг физических лиц, осуществляющих использование транспортного средства по его назначению определяет субъектов правоотношений, обязанных соблюдать 26 пункт Правил дорожного движения.
В этом пункте устанавливаются нормы времени управления и отдыха водителей транспортных средств, которые управляют транспортным средством и одновременно осуществляют использование транспортного средства по его назначению, иными словами: осуществляют «эксплуатацию транспортного средства».
Из вышеизложенного следует, что водители, которые управляют грузовиком свыше 3500 кг, а также водители автобусов обязаны соблюдать установленные 26 пунктом ПДД нормы времени управления и отдыха.
На настоящий момент в рабочих группах по регуляторной гильотине проходит обсуждение проект нормативного акта, вносящего изменения в Правила дорожного движения, в том числе и в 26 пункт.
На эти изменения стоит обратить внимание водителям, которых мы указали выше.
Что предлагают изменить по существу тех норм и обязанностей, которые содержатся в 26 пункте ПДД?
Разберем по порядку!
Пункт 26.1 в текущей формулировке содержит неоднозначность определения точки начала отсчета для периода 4 часа 30 минут времени управления, что может привести к применению дискреционных полномочий по отношению к контролируемому лицу, и как следствие, применение штрафных санкций к законопослушному водителю. Для того, чтобы исключить указанную неопределенность в требовании вводится точное указание на точку начала отсчета периода 4 часа 30 минут времени управления, и эта точка соответствует времени окончания предшествующего управлению периода отдыха.
И это правильно, потому что период отдыха и его окончание определяются однозначным образом.
Предлагаемая в проекте изменений ПДД формулировка следующая:
«26.1. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления с момента завершения предшествующего отдыха или с момента завершения перерыва для отдыха водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством.»
В пункте 26.2 с той же целью предлагается исправить формулировку требования, и привести ее к следующему виду:
«26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:
9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;»
Здесь также точка отсчета периода времени привязывается к однозначному моменту времени – времени завершения предшествующего отдыха.
В этом же пункте вводится расчетный период, к которому привязываются нормы времени управления и нормы времени отдыха – этот период составляет не более 24 часов, отсчитываемых от момента завершения предшествующего отдыха.
К тому периоду привязана норма времени управления и одновременно норма времени ежедневного отдыха, что отражено в пункте 26.3, который изменяется по той же логике, что и два предыдущих пункта:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;»
Обратите внимание, что к периоду 24 часа одновременно привязаны две нормы:
- за этот период (до его завершения) водитель должен осуществить отдых, продолжительностью не менее нормы;
- за этот период время управления не должно превышать установленную норму!
Таким образом для выполнения требований нужно соблюсти оба условия.
Из этого следует, что расчет нужно производить следующим образом: из 24 часов отнимается норма времени отдыха, и оставшийся период времени должен включать в себя управление, суммарное время которого не превышает нормы времени управления. Если перейти к цифрам, то получится два варианта:
- При норме ежедневного отдыха равной не менее 11 часам, период времени, не позднее которого водитель должен завершить управление определяется из расчета: 24-11= 13 часов. Внутри этого периода (продолжительностью 13 часов) суммарное время управления не должно превышать 9 часов (или 10, если используется допущение по увеличению времени управления).
- При использовании допущения по сокращению нормы ежедневного отдыха до не менее 9 часов, период времени, не позднее которого водитель должен завершить управление определяется из расчета: 24-9= 15 часов. Внутри этого периода (продолжительностью 15 часов) суммарное время управления не должно превышать 9 часов (или 10, если используется допущение по увеличению времени управления).
Относительно еженедельного отдыха в проекте изменений также вводится уточнение по времени начала этого периода отдыха.
Требование определяется двумя условиями:
- любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным – это условие дает нам возможность определится с моментом времени начала еженедельного отдыха, он совпадает с моментом времени начала ежедневного отдыха, который должен бы был начаться, если бы не замещался еженедельным;
- еженедельный отдых должен начать осуществляться не позднее шестого по счету периода продолжительностью не более 24 часов, иными словами, еженедельный отдых замещает любой ежедневный отдых, но наступает не позднее шестого подряд ежедневного периода отдыха.
Предлагаемая формулировка проекта изменений следующая:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
…
не менее 45 часов не позднее, чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.»
Для правильной интерпретации требований ПДД необходимо обращать внимание на следующее:
- если несколько требований относятся к одному и тому же предмету регулирования, или
- несколько норм ссылаются на одно и тоже условие,
то в этом случае необходимо одновременно выполнять указанные требования либо указанные нормы.
Еще одно предлагаемое исправление 26 пункта ПДД касается текста Примечания, но смысловой нагрузки оно не несет, по простой причине: 26 пункт ПДД содержит починенные требования, предусмотренные в пункте 3 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», поэтому прямое указание на статью закона фактического уточнения, изменения, влияния, юридической значимости не прибавляет и не отнимает у существующей формулировки 26 пункта ПДД. Наличие ссылки на закон или ее отсутствие смысловой нагрузки в данном случае не несут.
В Примечании также уточняются полномочия надзорных органов. В текущей редакции применяется прямая ссылка на конкретный орган федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (ГИБДД), эта ссылка заменена на органы уполномоченные выполнять надзорные функции в области безопасности дорожного движения. Это означает, что помимо ГИБДД полномочия также будут относиться и к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (УГАДН), естественно в рамках выполнения тех контрольных мероприятий, на которые уполномочена каждая из указанных служб.
Подробнее полномочиям каждой из надзорных служб будет посвящена отдельная статья на сайте Ассоциации «ТахоЦентр» (https://tahograf.online/) – не пропустите важную информацию из этой статьи, она вам точно пригодится в повседневной работе.
Наша задача - разъяснять вопросы безопасности дорожного движения с целью ведения успешного законопослушного бизнеса!
Автор: Г.С. Мирошин, Вице-Президент Ассоциации «Тахографический центр».