← Дзен

Режим труда и отдыха для российских водителей в 2021 году

блог-инженера.рф

Контролировать время, которое водитель проводит за рулем, важно не только для здоровья самого шофера, но и для безопасности дорожного движения.Переработки и усталость могут привести к ДТП.

В начале 2021-го в силу вступил новый Приказ Министерства Транспорта России. Опираясь на него, рассказываем об актуальном режиме труда и отдыха водителей, совершающих коммерческие перевозки по дорогам нашей страны.

Новый Приказ, и на кого он распространяется

Приказ № 424 был подписан министром транспорта РФ в октябре 2020 года. В силу документ вступил в первый день 2021 года и будет действовать с этих пор в течение шести лет. Приказ упраздняет прежние правила и регламентирует новые нормы, касающиеся рабочего времени водителя. На кого именно распространяются эти нормы?

Во-первых, на шоферов — наемных работников. Во-вторых, на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно садятся за руль для осуществления коммерческой деятельности.

Кто обязан следить за исполнением установленных требований?

  • российские ИП, являющиеся и не являющиеся работодателями,
  • зарегистрированные в РФ юрлица-работодатели.

При этом в документе указано, что во время принятия локальных нормативных актов работодатель учитывает мнение профсоюза или другого представительного органа сотрудников.

Для каких водителей не действуют нормы нового документа? Для тех, кто осуществляет:

  • международные перевозки,
  • передвижение по дорогам внутри предприятия,
  • передвижение в рамках борьбы с ЧС,
  • розыскную деятельность с использованием автомобиля,
  • медпомощь.

Также документ не регламентирует деятельность военных, водителей легковушек ведомственной охраны, органов местной и госвласти.

Сколько должны продолжаться рабочие дни, недели

Учет рабочего времени может вестись согласно одной из двух систем:

  1. Ежедневный учет. По нему трудовой день должен занимать до девяти часов, трудовая неделя — не более 40 часов.

  2. Суммированный учет. Рабочее время в течение суток может быть 10-12* часов. Вместо недели учетным периодом считается месяц или три (с согласия профсоюза). Режим труда предполагает управление транспортными средствами не более 56 часов в неделю и не более 90 часов в течение двух соседних недель.

* Разрешено увеличивать трудовой день до 12 часов, чтобы водитель мог завершить перевозку и прибыть на стоянку для отдыха. Также увеличение смены возможно для шоферов, занятых в определенных сферах. Скажем, в сфере здравоохранения и телерадиовещания. По 12 часов могут трудиться коммунальщики, вахтовики, инкассаторы и другие. Полный список вы найдете в пункте 6 Приказа № 424.

С согласия профсоюза по 12 часов могут работать водители, занятые регулярными пассажирскими перевозками по городу и округе.

Заручившись поддержкой профсоюза, работодатель может предложить водителю разделить его смену на несколько частей. При этом необходимо соблюсти следующие границы времени:

  • Первый отрезок смены должен длиться не более пяти часов;

  • На перерывы суммарно отводится: три часа водителям, занятым городскими и пригородными пассажирскими перевозками; пять часов для прочих работников.

Делать перерывы надлежит в тех местах, где водитель сможет организовать свой отдых так, как он того пожелает. Этот отдых не будет включен в смену и оплачен.

О времени работы шофера

Согласно новому Приказу, это понятие включает в себя:

  • непосредственное время управления транспортным средством;
  • период спецперерывов;
  • промежуток работы, не относящийся к управлению транспортными средствами.

Последний пункт вызывает вопросы, но разъясняется в документе ниже. Профессиональные действия, не предполагающие езды за рулем, следующие:

  • Подготовка к выезду и завершение смены;
  • Прохождение медосмотра перед отправкой и по прибытии (время следования от места работы до медкабинета включается в трудовые часы);
  • Ожидание погрузки/выгрузки товаров, пассажиров, ожидание во время техобслуживания и прочее ожидание не по вине водителя;
  • Самостоятельный срочный ремонт автомобиля в пути.

Также в этот список могут быть включены другие пункты, предусмотренные нормативными актами.

Отметим: частью трудового времени водителя больше не считается нахождение в кабине (не за рулем) движущегося автотранспорта. Это касается шоферов, включенных в состав экипажа. По данным Приказа № 424, работающим считается только тот, кто ведет автомобиль. Второй отдыхающий пилот получит за это время вместо оплаты труда компенсацию. Ее сумма должна устанавливаться локальными нормативными актами.

Специальный перерыв

Этот перерыв для отдыха водителя включен в часы работы и подлежит оплате. Шофер должен уйти на отдых не позднее, чем через 4,5 часа после начала трудовой деятельности. Регламентировано время для досуга: оно длится не меньше 45 минут. Этот промежуток можно дробить на части. Первая должна занимать от 15 минут, последняя — от 30 минут.

Водителям, в чьи обязанности входят регулярные городские перевозки пассажиров, разрешено делить перерыв на отрезки по десять минут.

При каких обстоятельствах водитель может провести за рулем более 4,5 часа? Увеличение времени управления автомобилем возможно только для того, чтобы шофер успел добраться до ближайшей стоянки для отдыха или в конечный пункт своего маршрута. Но при этом он не должен проводить в пути дольше 5,5 часа подряд.

Другие перерывы

Ко времени отдыха, которое не считается рабочим, относятся:

  • перерыв для приема пищи (обед),
  • каждодневный отдых,
  • еженедельный отдых (выходные).

+ перерыв между частями смены, если предусмотрен такой график.

Обед. Время для него предоставляется в течение смены, приблизительно в середине дня. Перерыв на отдых и питание может продолжаться от получаса до двух часов. Если смена не восьмичасовая, а длиннее, обедов может быть два. Как правило, информацию об этом виде отдыха содержит внутренний трудовой распорядок.

Каждодневный отдых. На него отводится в два раза больше времени, чем водитель провел на работе, при этом в часы ежедневного отдыха включен обеденный перерыв. Например, у шофера стандартная восьмичасовая смена с часовым перерывом для питания. В таком случае до начала следующего дня работы должно пройти минимум 15 часов отдыха. 8+8-1 = 15.

Если ведется суммированный учет, отдых каждый день должен занимать не меньше 11 часов.

Разрешено делить ежесуточное свободное время на несколько частей. Первый период — от трех часов, последний — от девяти.

Также возможно сокращение отдыха до девяти часов в день, но не больше трех раз в неделю.

Членам экипажа приписывается отдыхать в одно и то же время и не меньше девяти часов.

Помимо прочего, в Приказе Минтранса отмечено, что ежедневный отдых разрешено заменять еженедельным.

Выходные. Водителям полагается садиться за руль автомобиля не больше пяти дней в неделю. Затем должны наступать выходные. На них отводится не менее 45 часов. Иногда водителю могут оставить один выходной (24 часа), но не чаще, чем раз в две недели. Часы, предназначенные для отдыха, но потраченные для работы, шофер имеет право отгулять в течение следующих трех недель. Он может увеличить продолжительность ежедневного отдыха или взять полный дополнительный выходной.

Экипаж может работать шестидневку несколько недель подряд, но недополученные часы отдыха водители обязаны потратить, уйдя на отдых позже. Например, шофер в составе экипажа трудился со 2 по 15 августа, за это время он отдыхал два дня вместо четырех. Два неиспользованных выходных он должен отгулять. Первый — до 29 августа, второй — до 5 сентября.

Тахограф и штрафы за несоблюдение норм

Для отслеживания режима труда и отдыха используется тахограф. О том, кто в 2021 году обязан устанавливать этот прибор на свой автомобиль, мы писали в одной из предыдущих статей.

Как правило, за работу с аппаратами в организации отвечает специальное лицо. В небольших компаниях ответственным может быть сам руководитель. Он должен в том числе объяснить водителям, как пользоваться тахографами, что делать в случае неисправности.

Если прибор учета вышел из строя, шофер может ехать только к ближайшему сервису для ремонта прибора. При этом дорога не должна занять больше недели. Список мастерских представлен на портале Росавтотранса. Наличие и исправность тахографа в пути могут проверять работники ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Статьей 11.23 КоАП РФ регламентированы штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха:

  • водителям могут назначить взыскания от полутора до двух тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит от семи до десяти тысяч;
  • ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • штраф для юрлиц за ненадлежащую работу — 20 000 — 50 000 рублей.

Избежать взысканий помогает ответственное отношение работодателей и водителей к РТО. Первые должны правильно, в соответствии с нормативными актами, рассчитывать время на работу и отдых, вторые — соблюдать график.