← Дзен

Виды и классификация грузов

https://journalistsresource.org/

Чтобы гарантировать сохранность груза во время перевозки, транспортным компаниям нужно учитывать его категорию. Ведь именно от этого зависят условия и способ доставки перевозимой продукции, эксплуатации, складирования, проведение погрузочно-разгрузочных работ и выбор упаковки.

Существует множество классификаций грузов в зависимости от их признаков. Начнем с разделения по методу погрузки.

Систематизация по методу погрузки

Благодаря этому разделению специалисты выбирают наилучший способ перевозки. Различают штучные и тарно-упаковочные, навалочные, наливные и сыпучие грузы. Теперь о каждом подробнее.

Штучные и тарно-упаковочные грузы — промышленные и продовольственные товары. Их условно разделяют на две группы: тарно-упаковочные и штучные без упаковки. Тара может быть мягкой (мешки, сетки и другие тары для продукции, не подвергающейся деформации), полужесткой (коробки, корзины и др.) и жесткой (ящики, бочки и прочие емкости, способные воспринимать давление на груз).

Навалочные грузы — товары, которым не страшно падение с высоты, поэтому они погружаются и перевозятся методом навала.

Наливные и сыпучие грузы — жидкие и полужидкие продукты без тары. Их перевозят в автоцистернах или на другом транспорте с укрепленным кузовом.

Обычные и специфические объекты перевозки

От этой систематизации зависит, придется ли создавать особые условия для перевозки. Для этого грузы разделяют на обычные и специальные (специфические). Первые не требуют особой упаковки, их можно перевозить в бортовых автомобилях, обычных вагонах или в контейнерах, а для транспортировки и складирования не нужны отдельные условия. В то же время специальному грузу необходимы особые меры сохранности и безопасности, важно учитывать его физические характеристики продукции.

Выделяют следующие категории специальных грузов:

  • опасные;
  • антисанитарные (перевозка отходов, требующих утилизации, переработки и захоронения, и пылящих продуктов);
  • живые;
  • скоропортящиеся;
  • негабаритные (в том числе тяжеловесные).

Опасными считаются предметы и вещества, перевозка которых несет угрозу жизни людей и окружающей среде. Такие грузы необходимо транспортировать по специальным правилам и с особой осторожностью, поэтому крайне важно верно отнести перевозимую продукцию к одной из категорий:

  • взрывчатые вещества;
  • газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением);
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • окисляющие вещества и органические пероксиды;
  • ядовитые и инфекционные вещества;
  • радиоактивные вещества;
  • коррозионные вещества;
  • прочие опасные вещества.

При их транспортировке отправитель и перевозчик обязаны поставить в перевозочных документах штемпели красного цвета, определяющие характер опасности груза (например, «Легко воспламеняется»).

Разделение по физическому состоянию

Грузы могут быть твердыми, жидкими и газообразными. К твердым относят навалочные, тарно-штучные, пакетированные, контейнерные, негабаритные и грузы большой массы. Жидкое и газообразное состояние имеют наливные и, конечно же, газообразные объекты перевозки.

По физико-химическим свойствам

В зависимости от них груз будет считаться:

  • гигроскопическим (груз поглощает влагу из воздуха и легко ее отдает);
  • самонагревающимся и самовозгорающимся;
  • ядовитым и выделяющим вредные газы;
  • огнеопасным;
  • взрывчатым;
  • слеживающимся и смерзающимся;
  • выделяющим специфические запахи;
  • воспринимающим посторонние запахи;
  • пылящим.

Разделение по весу и по размеру

После взвешивания груз отнесут к:

  • легковесному, то есть грузу массой до 80 кг;
  • обычному — до 250 кг для штучных грузов и до 500 кг для продукции, загружаемой накатом;
  • тяжеловесному — от 500 кг.

В зависимости от размера объект может быть габаритным грузом, который перевозится в автомобилях со стандартным кузовом, и негабаритным, который превышает допускаемые дорожные габариты.

Разделение в зависимости от влияния температуры и влажности

Если качества груза не изменяются под воздействием внешней среды, то он считается нережимным. Если же он требует определенных температурно-влажных условий, то его назовут режимным.

Кроме того, перевозимая продукция систематизируется по условиям хранения:

  • груз, подверженный воздействию атмосферных условий;
  • не подверженный им;
  • требующий спецусловий для хранения.

Грузоподъемность транспортного средства

Чтобы верно выбрать транспортное средство, необходимо вычислить поправочный коэффициент, то есть разделить массу груза на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов

Систематизация для морского транспорта

Генеральными называют штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных или неупакованных грузовых мест. Внутри этой категории товары разделяются по характеру упаковки (мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные), по массе и габаритам (тяжеловесные, легковесные и негабаритные).

Груз считается тяжеловесным, если масса места превышает 5 т при перевозке его морем, 1 т при перевозке водным транспортом и 0,5 т при перевозке железнодорожным транспортом. Супертяжеловесами при морской перевозке считаются грузы массой от 25 т, а легковесными — те, что при массе в 1 т занимают объем более 2м3.

К негабаритному виду относят товары, которые из-за своего размера не проходят в проем грузового люка судна. Массовыми называют однородные грузы, перевозимые большими партиями. Выделяют также длинномеры, чья длина превышает 8 м.

Разделение для автомобильных перевозок

В зависимости от условий перевозки и хранения в практике автомобильных перевозок грузы делят на крупногабаритные, длинномерные, большой массы, небольшой массы, антисанитарные, продовольственные и опасные, о которых мы уже успели сказать.

Тарифная номенклатура

В России для всех видов транспорта установлена тарифная номенклатура. С ее помощью определяются тарифный класс перевозимого товара и провозная плата. В номенклатуре грузы делятся в зависимости от:

  • происхождения (продукт сельского хозяйства, продукт промышленности);
  • физико-химических свойств (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся);
  • техники перевозки (сухие и наливные);
  • формы предъявления к перевозке (тарно-штучные, навалочные, наливные, живые и др.)

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов

В нём представлено следующее разделение:

  • неупакованный (насыпью, навалом, наливом);
  • неупакованный единичный (кроме насыпью, навалом, наливом);
  • обвязанный;
  • на поддонах;
  • большие грузовые (большегрузные) контейнеры;
  • грузовые контейнеры, кроме большегрузных;
  • подвижные устройства с собственным приводом;
  • подвижные устройства, кроме подвижных устройств с собственным приводом;
  • прочие.