← Дзен

Автомат, механика, робот или вариатор. Какая коробка передач лучше?

https://a-ekb.ru/

При выборе транспортного средства перед покупателем всегда встает важный вопрос: какая коробка передач лучше? Брать классическую механику? Или один из типов автоматической КПП (робот, вариатор или обычный автомат-гидротрансформатор)? недостатки.

 У каждого из вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки. 

Механика

Механическая КПП – это настоящая классика, которой автомобили комплектуются уже более века. С тех пор агрегат не претерпел значительных изменений.

В автомобиле с МКПП водитель выбирает и переключает передачи вручную, выжимая педаль сцепления и используя специальный селектор. Иными словами, можно включить любую передачу, ориентируясь на условия движения. Это основной плюс механической коробки, особенно для опытного водителя.

Преимуществами механической коробки передач также можно назвать простоту и дешевизну в обслуживании. Многие водители считают МКПП самыми надежными из всех видов трансмиссий. Действительно, механика может безотказно проработать свыше миллиона километров, – это лучший показатель по сравнению с другими коробками.

Вместе с тем у механики есть и очевидные недостатки. Во-первых, сомнительный уровень комфорта. В условиях плотного трафика и частых светофоров правая рука водителя должна постоянно находиться на ручке КПП, а нога выжимать сцепление. Во-вторых, водители-новички могут неправильно работать МКПП. Это приведет к сожженному сцеплению, сломанной трансмиссии или перегретому двигателю.

Автомат или гидротрансформатор

АКПП, какими мы их знаем, начали ставить на автомобили в 40-х годах прошлого века. Ну а массово этот тип коробки используют с 60-х годов.

Классический автомат работает на основе гидротрансформатора. Данный узел переключает скорость, играя роль сцепления. Он заменяет необходимость выжимать данную педаль и переключать передачи вручную, как это происходит на механике.

Это довольно сложная система, которая, однако, обеспечивает для водителя значительный комфорт. Ему остается только нажимать газ и тормоз. Кроме того, электронная система переключает передачи в самый оптимальный момент, тем самым учитывая нагрузку на мотор и условия движения автомобиля. Благодаря автомату двигатель будет работать в самом эффективном диапазоне мощности.

Коробки автомат можно назвать лучшим вариантом езды в городе, особенно в условиях пробок. Для управления автомобилем, оснащенным АКПП, не требуется особых навыков по сравнению с механикой. Так что это хороший вариант для начинающих водителей.

Есть у автоматической коробки передач и свои недостатки. Например, высокий расход топлива и дорогостоящее обслуживание. При этом автомобили с двигателем небольшой мощности и на автомате будут разгоняться довольно медленно.

Что касается надежности, то современные АКПП служат довольно долго, но требуют внимания. Например, в агрегате через каждые несколько десятков тысяч километров обязательно должна производиться замена масла.

Робот

Автомобили с РКПП появились на рынке с середины пошлого века, но их массовое использование производителями началось в 1980-х.

Роботизированная коробка передач представляет собой обычную механику, которая дополнена специальным узлом переключения. Данный агрегат управляет сцеплением и выбирает передачи в автоматическом режиме.

Роботы обладают высокой топливной экономичностью, так как компьютер со специальной программой четко выбирает оптимальный момент переключения передач. Также такой агрегат недорог в производстве по сравнению с обычным автоматом.

Однако и у роботов есть свои недостатки. Такие коробки требуют существенных расходов на обслуживание и ремонт. Например, чтобы они не выходили из строя из-за износа диска сцепления, необходимо производить перекалибровку (перенастройку) коробки каждые 15 тысяч километров. Также нужно учитывать, что нормой для роботизированных КПП являются рывки и толчки при переключении передач, то есть максимального комфорта для водителя и пассажиров они обеспечить не могут.

Интересно, что роботизированными коробками зачастую комплектуются спортивные машины. РКПП предпочтительнее из-за быстрого переключения, что обеспечивает динамичный разгон. С другой стороны, если постоянно «давить в пол», коробка-робот быстро выходит из строя.

Вариатор

Интересно, что вариаторы начали использовать в промышленности еще в XIX веке. Этими механизмами оснащались швейные машинки и другое оборудование. С 1920-х годов их начали ставить на двухколесные транспортные средства – мотоциклы, мотороллеры, скутеры. С середины ХХ века вариаторы устанавливаются и на серийные автомобили.

Вариатор – это бесступенчатая коробка, в которой полностью отсутствует переключение передач. Электронная система самостоятельно подбирает оптимальное передаточное число.

Преимуществом этой КПП можно назвать плавность хода, благодаря чему водителю и пассажирам будет комфортно. Также вариатор лучше разгоняет автомобиль, при этом обеспечивает небольшой расход топлива. Робот или вариатор - это более современные и технологичные типы коробок передач по сравнению с классическими автоматами.

К недостаткам этих коробок можно отнести высокий уровень шума и меньший срок службы. Причем опытные автослесари даже советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которая уже была в употреблении. С другой стороны, сами разработчики отмечают, что ресурс работы таких коробок – до 400 тысяч километров. Но для этого машина должна правильно и своевременно обслуживаться

Кроме того, вариаторы не предназначены для моторов большой мощности. Машины, созданные для перевозки грузов, также такими коробками не оснащаются, - практика показала, что вариаторы не выдерживают больших нагрузок.

Распространенность в мире и специфика

Транспортные средства, оснащенные механикой, распространены в странах с низким уровнем доходов населения. Они довольно популярны на территории СНГ, в Южной Америке, Африке, Азии.

В США механическая коробка передач практически полностью вытеснена различными вариантами автоматов. Там АКПП, вариаторами и роботами оснащаются до 90% легковых и грузовых автомобилей.

При этом недорогие автомобили со спортивным уклоном довольно часто все еще оснащаются механической коробкой. МКПП обеспечивает быстрый разгон для таких машин. Кроме того, механическую коробку передач часто устанавливают на внедорожники.

Грузовые автомобили сегодня в большинстве случаев имеют механические коробки передач, в особенности это касается большегрузных тягачей. Впрочем, в настоящее время и для них выпускаются автоматические коробки. АКПП довольно надежны, но дороги, поэтому им еще не удается вытеснить классическую механику в сфере большегрузов.

Итак, необходимо подвести итог и ответить на вопрос: какую коробку передач выбрать? Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Как показывает практика, все существующие автоматические коробки передач не способны обеспечить такой же уровень долговечности, как механика. С другой стороны, МКПП существенно уступает по уровню комфорта роботам, вариаторам и классическим автоматам, тем самым вынуждая водителя много внимания уделять сцеплению и ручке КПП. Так что каждый водитель должен сделать свой выбор, ориентируясь на собственные потребности и приоритеты.

Павел Крэла