← Дзен

Кражи грузов и кое-что похуже. Почему грузовладельцы молчат, когда случаются хищения

Фото: www.aaamoving-store.com

Жулики в течение месяца крали грузы в регионах России, а заказчики перевозок никак не реагировали на хищения, позволяя злоумышленникам получать миллионы рублей.

23 мая компания-участник АТИ создала на форуме «Недобросовестные партнёры» тему, в которой сообщила о хищении груза. Мошенники использовали проверенную временем схему: купили юридическое лицо, имевшее аккаунт с хорошей репутацией в АТИ и наняли водителей. Водителям злоумышленники давали прямые указания по телефону. Действуя осознанно, те увозили груз в другое место, где его и забирали мошенники. Водители в таких случаях практически всегда являются исполнителями преступления, но чаще всего остаются безнаказанными.

Этот случай остался бы рядовым, если бы не одно важное обстоятельство. Потерпевшим удалось установить, что мошенники связывались и с другими грузовладельцами в период с начала апреля по 20 мая. Переписку жулики удалили, но её история сохранилась. 

Общение (письма, звонки) было достаточно активным, чтобы утверждать: в апреле и мае жертвами мошенников стали еще как минимум 12 компаний. И ни одна из них не сообщила об этом на форумах «Недобросовестные партнёры» или «Пропажа груза».

Что известно о мошенниках

Номинальный управляющий компании не хотел снимать с должности предыдущего директора. 

Компания из Самары работала на АТИ с 2019 года: претензий к её деятельности не возникало. Хозяйка решила продать компанию и нашла покупателя: в феврале 2021 года начался процесс переоформления. В марте учредительные документы были переоформлены на покупателя, который должен был снять хозяйку с должности директора и назначить другого руководителя – но не сделал этого.

А в апреле женщине начали звонить представители других компаний и сообщать о фактах хищений. 13 мая ей всё же удалось взять у нового владельца расписку о том, что тот обязуется снять её с должности директора. С тех пор он на связь не выходил. 

Личность человека, купившего фирму, удалось установить. Новоиспечённый владелец транспортной компании оказался молодым человеком 1998 года рождения, которого использовали в качестве номинального директора и учредителя. В дальнейшем удалось раскрыть личности двух водителей, которые с ним работали – один из них уже фигурировал в других темах на форуме «Недобросовестные партнёры» летом 2019 года и был использован в такой же схеме.

Что известно о хищениях 

Один из водителей, ранее уже фигурировавший в эпизодах мошенничества по такой же схеме.

Потерпевшие стороны получили достоверную информацию о том, что в апреле и мае мошенники активно взаимодействовали с рядом грузоотправителей: созванивались и переписывались по электронной почте. Содержание звонков и писем не раскрывается, но сам факт многодневной переписки говорит об активных переговорах мошенников и их потенциальных жертв. 

Потерпевшие начали обзванивать взаимодействовавшие с мошенниками компании, однако их представители о других хищениях ничего не рассказали. Кто-то сообщил, что перевозчик не прошел проверку в службе безопасности, а кто-то и вовсе сказал, что перевозчик по какой-то причине отказался от перевозки (хотя количество звонков и писем указывало на обратное). 

Второй водитель, фотографию которого удалось обнаружить в открытом доступе.

Претензии на компанию всё же поступали. Один из заказчиков загрузил фуру мошенников эмульсией для духов – её не стали везти по адресу и вернули на объект, где произошла загрузка.

По всей видимости, мошенники рассчитывали на дорогостоящую парфюмерию и решили не связываться с неликвидным сырьём, сбыть которое практически невозможно. 

Наибольшее количество хищений произошло буквально за несколько дней, с 18 по 20 мая. Злоумышленники сорвали большой куш, украв несколько партий груза, в том числе дорогостоящей бытовой техники. С момента первых сообщений о кражах прошел почти месяц: если бы хоть один потерпевший сообщил о мошеннических действиях, этих краж можно было бы избежать. 

Почему молчали жертвы? 

О причинах молчания потерпевших можно только догадываться. Возможно, кто-то опасался за свою репутацию. Может быть, кто-то не верил в то, что мошенников можно поймать. 

Действительно, не каждый инцидент с хищением заканчивается благополучно и не каждый украденный груз удаётся вернуть. Но каждый потерпевший может предотвратить дальнейшие преступления, просто сообщив о них на форуме «Недобросовестные партнёры» или выставив претензию. 

Безразличие в такой ситуации ставит под удар всех участников рынка, включая тех, кто решил не рассказывать о произошедшем хищении: чем проще мошенникам работать, тем активнее они будут покупать компании с номинальными управляющими и использовать более изощренные и развитые схемы. 

Юридически данный прецедент попадает под определение «латентная преступность». На деле же заказчики «утопили» сами себя, ведь все возможности сообщить об этом – на форумах или хотя бы просто специалисту по контролю аккаунтов – и тем самым остановить череду преступлений у них были...

Стало обыденным, что заказчики не проверяют контрагентов (хотя использование проверок АТИ значительно снижает риск кражи), а менеджеры не смотрят, кому отдают грузы. Теперь дошло до того, что они не сообщают о хищениях, хотя все возможности для этого имеются – и фактически помогают преступникам.