← Дзен

К чему пришла транспортная логистика за 30 лет

Фото: zen.yandex.ru

Отрасль испытывает кадровый голод, но получает пока только феминизацию и выпускников с завышенными зарплатными требованиями.

Логистика – молодая для нашей страны область деятельности. С развитием рыночной экономики в обиход вошло новое название профессии «логист», вытеснив всем привычных завхозов и завскладов.

За это небольшое для истории время логистика претерпела серьезные изменения. Если раньше участники процесса перевозки гнались только за ценой, не вдаваясь в подробности налоговых сборов и нюансов таможенного кодекса, то теперь специалисту в идеале нужно быть и бухгалтером, и продавцом, и юристом.

Анатолий, водитель частной компании из Новосибирска, вспоминает: 

«В 2000-х заявки не распределяли, логистов никаких не было. Мужики просто на перекуре решали, кому куда удобно везти груз».

Сегодня транспортным компаниям приходится заниматься скрупулезным просчетом факторов, чтобы построить оптимальные маршруты, связать заказчика и исполнителя, выработать удобные способы взаимодействия. Диспетчерам также нужно учитывать специфику страны, в которой они планируют грузоперевозки. В России это огромные расстояния, качество дорог, резкая перемена климата, разница часовых поясов и даже менталитет малочисленных народов. Вся эта сложная система со многими переменными лишь в последнее десятилетие выработала собственные алгоритмы работы и обязанности логистов.

Логистическая сфера делится на два больших сектора: транспортную и складскую. Логистами складского сектора называют сотрудников и начальников складов, снабженцев, менеджеров по внешней экономической деятельности. Транспортные логисты (диспетчеры) – специалисты, которые напрямую связаны с грузоперевозками. К их обязанностям относятся переговоры с транспортными компаниями, поиск оптимальных перевозчиков, работа с претензиями, оформление документации, контроль маршрута доставки и прямое взаимодействие с водителями. Диспетчеры – важнейшее связующее звено в бизнесе доставки грузов.

Где учатся логисты

Понимая востребованность специалистов в области грузоперевозок, крупные вузы страны открыли новые направления подготовки бакалавров и магистрантов, а также заочников, которые получают второе высшее образование. В Москве профессиональных логистов готовят Государственный университет управления и Московский автомобильно-дорожный институт, в Санкт-Петербурге Высшая школа экономики и менеджмента (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), в Новосибирске Сибирский государственный университет путей сообщения, в Казани Национальный исследовательский технологический университет и многие другие.

Рынок труда транспортной логистики

В январе сервис «Работа.ру» предоставил данные о вакансиях в сфере грузоперевозок. Количество требующихся логистов возросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сервис проанализировал более двухсот тысяч вакансий и столько же резюме, которые были размещены на сайте в начале 2021 года.

Ассоциация компаний по управлению персоналом на январь 2021 года заявила, что дефицит логистов критичен и составляет порядка 50-60%. В последние годы сложился пессимистичный тренд: дипломированные логисты не готовы начинать карьеру со стартовых позиций ассистентов и помощников диспетчеров по причине завышенных ожиданий по оплате труда. Средний уровень зарплат логиста без опыта составляет порядка 20 тысяч рублей, а выпускники претендуют на зарплату в 2-3 раза выше – такую же, как получает специалисты с опытом от двух лет. 

Работодатели выявили парадокс: на собеседованиях соискатели с опытом ожидают заработную плату ниже, чем молодые специалисты. Это объясняется тем, что выпускники вузов оторваны от реалий рынка и полагаются только на средние зарплаты в области грузоперевозок.

Однако есть и исключения: некоторые молодые специалисты, если им позволяют условия жизни, готовы работать на стартовых позициях и с минимальной оплатой труда, лишь бы получить реальный опыт. Именно такие выпускники быстрее переходят на новые должности. Работодатели готовы учить и вкладываться в того, в ком видят перспективу

Руководители крупных транспортных компаний отмечают, что готовы предоставить студентам возможность пройти практику во время обучения, чтобы те посмотрели на работу изнутри, проявили себя в деле, выполнили ряд обязанностей и осознали пробелы в знаниях, чтобы успеть подтянуть их до официального трудоустройства.

Однако выпускники 2020 года вовсе остались без производственной практики из-за пандемии, а студенты последних курсов в 2021 году находятся в подвешенном состоянии: не все вузы страны вернулись к полноценному очному обучению, занимаясь онлайн. То есть логистическая отрасль уже получила несколько сотен выпускников, которые даже не попробовали себя в работе и представляют себе сферу грузоперевозок только по учебникам и рассказам преподавателей. Не исключено, что отсутствие реальной практики и другие проблемы, связанные с ограничениями из-за COVID-19 значительно ухудшат качество подготовки новоиспеченных специалистов.

Требования к логистам

По стандартной должностной инструкции в обязанности логиста входит разработка оптимальных маршрутов доставки товаров, минимизация издержек, контроль водителей, отслеживание груза в системе спутникового мониторинга, оформление транспортной документации, составление отчетов и многое другое.

На сайте hh.ru было проанализировано 40 вакансий логиста в Санкт-Петербурге и Москве, и лишь один работодатель указал в требованиях высшее образование.

 Все остальные указывают в пожеланиях к кандидатам опыт работы, умение пользоваться документооборотом и специализированными программами, стрессоустойчивость и наличие собственной клиентской базы. Кроме того, работодатели указывают и личные качества кандидатов: «боевой характер», четкая быстрая речь, «командный голос», лидерские способности, умение работать в энергичном режиме с большими объемами информации. Опытные логисты по грузоперевозкам отмечают также в требованиях к коллегам следующие качества:

  1. Внимательность. Нагрузка на логистов очень высокая, рабочих рук не хватает. Если они путаются в информации, занимаясь несколькими клиентами одновременно, не успевают связаться с водителями или делают опечатки в документах, на них ложится новый пласт проблем и ответственности. Ошибка логиста всегда стоит денег.

  2. Аналитическое мышление. Доверие на слово в сфере грузоперевозок недопустимо. Если водитель утверждает, что он едет, а груз в системе мониторинга стоит на месте, значит, логисту нужно сверять данные, составлять причинно-следственные связи и оперативно реагировать.

  3. Коммуникабельность. Работа транспортного логиста неотрывно связана с общением – придется говорить с заказчиками, водителями, бухгалтерией, совершать «холодные звонки» потенциальным клиентам. Диспетчеры должны уметь держать себя в руках в спорах и аврале, быть вежливым, но настойчивым.

Женщины в логистике

По данным экспертов, 65% выпускников вузов, получивших профессию транспортного логиста – мужчины. Грузоперевозки как бизнес пока отстают в массовом найме женщин на работу, однако, в последние годы в транспортной логистике именно женщины стали занимать линейные и руководящие должности: от диспетчеров до начальников отдела логистики. Это связано с автоматизацией процесса, модернизацией программ отслеживания грузов и более открытым рынком труда, где важна не половая принадлежность, а исключительно личные способности и опыт сотрудника. Ни в одной из 40 просмотренных нами вакансий логистов в требованиях не был указан пол соискателя. Высшие учебные заведения также не ограничивают поступление девушек на специальности, связанные со сферой грузоперевозок.

Никита, автор YouTube-канала «Логистика в Европе» комментирует: 

«Все двери для девушек открыты, никаких предубеждений в этой сфере нет. Нужно лишь быть готовым к стрессу – на этой работе стресс с каждой перевозкой, с каждым грузом, с каждой машиной. Если вас это не пугает – вперед! Девушки более ответственные, и клиенты с большим желанием хотят с ними работать. Я работаю в компании, где 800 диспетчеров, 15% из которых – девушки. Справляются очень хорошо. Самый слабый логист по итогам месяца из раза в раз – мужчина».

Руководитель операционного отдела компании «Юго-Восточная Европа» Юлия Горбачук так рассказывает о своей работе: «Этот рынок требует доступности 24/7, что влияет на семейную жизнь сотрудника. Руководствуясь правилами work-life-balance можно успешно соединять карьеру и личную жизнь. Кроме стресса приходится бороться со стереотипами: не единожды я была вынуждена доказывать бизнес-партнёрам, что, несмотря на молодой возраст и пол, являюсь опытным специалистом. Данное поведение зачастую возникает на почве разницы в менталитетах, поэтому отношусь к этому с пониманием и терпением».

Плюсы и минусы профессии

Работа логиста не самая простая и, как и в любой сфере, в ней есть положительные и отрицательные стороны. К плюсам эксперты относят перспективность профессии. Грузов становится больше, транспортные потоки необходимо распределять и контролировать. Также специалисты отмечают, что работа нескучная. Логист находится в постоянном движении и круговороте событий, которые развивают его коммуникабельность и логическое мышление, помогают познакомиться с интересными людьми. Перспектива карьерного роста видна уже через пару лет работы: транспортные компании предлагают конкурентную заработную плату и сражаются за грамотных специалистов.

К минусам диспетчеры относят напряженный график, стресс и возмещения из заработной платы нанесенного ущерба при срыве сделки или потере груза.

Транспортная логистика как бизнес в России встала на дорогу перемен. С одной стороны, компании столкнулись с кадровым дефицитом. С другой, отрасль автоматизирует процессы, увеличивает эффективность, объединяет усилия с другими компаниями и повышает компетенции своих сотрудников. И те диспетчеры, кто смог приспособиться к трудностям и изменениям в сфере грузоперевозок, будут востребованы на рынке труда вне зависимости от возраста и пола.

Екатерина Бирюля