← Дзен

Всегда в дороге в погоне за деньгами

фото: youtube.com

Какие сюрпризы поджидают дальнобойщиков в пути? Как водители обустраивают свои дома на колесах? Какие опасности поджидают их в дороге? Что делать, если засыпаешь за рулём и что больше всего ненавидят дальнобойщики?

Журналист телеканала "Москва" Александр Кушак проехался с дальнобойщиком Алексеем из Москвы в Санкт-Петербург и обратно и узнал, как работают и с какими трудностями сталкиваются водители грузовиков. 

Тысячи огромных грузовиков день и ночь везут сотни тысяч тонн товаров во все города по всему миру, и в каждой из машин люди, для которых дорога – образ жизни. Как проходят будни тех, кто привык смотреть на других автомобилистов свысока?

Я отправляюсь в Санкт-Петербург, и поездка эта для меня будет действительно необычной, потому что я еду не на поезде или самолёте, а на грузовике, и надеюсь узнать поподробнее, что значит быть дальнобойщиком. Меня уже ждёт Алексей, водитель, с которым мы поедем в это путешествие. С ним мы встречаемся возле склада.

— Нам выдадут документы на груз, на складе получим груз и поедем.

Заполнение документов занимает около 10 минут. Затем отправляемся на склад. Грузят быстро. Через 20 минут питьевая вода, которую мы повезём в Петербург, оказывается в контейнере: замки опечатаны, и теперь можно отправляться в дорогу. Но, по словам Алексея, обычно на складах всё происходит не так оперативно.

— У меня доставка сегодня была назначена на 9 утра. Я приехал в 8:30, но выгрузился только в 14:00. Выгрузка затягивается, потому что постоянно возникают какие-то проблемы: на склад заезжают «свои», кто-то выгружается, кого-то перепутали. Организация хромает. И мы в дороге нагоняем упущенное время.

Алексей рассказывает: из-за неорганизованности и халатного отношения к работе порой приходится жить и ночевать на складе.

— Четверо суток однажды стоял.
— А как же с туалетом, душем?
— Где-то есть туалеты, а где-то нет. Иногда даже душевые встречаются, а иногда просто склад и никаких удобств. Как ты будешь жить, никому не интересно.

Водители чаще всего работают сдельно. То есть, простой приводит к финансовым потерям не только для компании, но и для дальнобойщика.

За разговором не замечаю, как наш грузовик упирается в очередь из автомобилей: впереди железнодорожный переезд. В итоге мы протолкались час двадцать и проехали всего пару километров. Преодолели пробку перед перекрестком и, наконец, вырвались на свободу.

Догоняем грузовик, который едет с низкой скоростью на аварийке – у него лопнуло колесо. Водитель по рации подсказывает нам, когда его можно обогнать.

— Обходи, дружище!

Следующая пара часов проходит без приключений. Алексей сворачивает на огромную стоянку, забитую фурами. Оказывается, это излюбленное место дальнобойщиков. Это целый комплекс, где есть кафе, баня, парикмахерская, магазин и даже прачечная, которая работает круглосуточно. На прейскуранте прачечной большими буквами написано: «Вещи в солярке не берём!». Постирать 5 килограммов белья можно за 140 рублей.

Мы сюда ненадолго – перекусить и снова в путь. Количество блюд приятно удивляет, есть из чего выбрать. Я взял себе обед с десертом, и он обошелся мне дешевле 400 рублей. Оказалось вкусно. Чтобы водители не переживали за свой транспорт и груз, прямо в зале на монитор выведено изображение с камер – можно есть и наблюдать, что происходит на стоянке.

В этом комплексе вообще на многое готовы, чтобы привлечь клиентов. Алексей показал мне еще одно примечательное место. Сейчас здесь находится магазин, но раньше был вольер с живым тигром. К сожалению, он умер. Как в подобных местах появляются тигры – остаётся только догадываться, но работает такая реклама безотказно. По словам Алексея, многие заезжали сюда только для того, чтобы посмотреть на полосатого хищника.

Снова отправляемся в дорогу. На сытый желудок разговор идёт охотнее.

— Статистику выложили, что водитель грузовика (не именно дальнобойщик) самая опасная работа считается, - рассказывает Алексей.

При этом, по словам Алексея, отношение к водителям зачастую оставляет желать лучшего.

— Многие сейчас водителей считают чуть ли не низшей расой. Даже охранники, у них такое отношение, что мы подчиненные. Возникает чувство, что мы всего от кого-то зависим.

За разговором пролетают километры, и мы вновь съезжаем с дороги. На этот раз остановка на ночлег. Алексей завешивает окна, и кабина превращается в спальник. Мы остановились в Волочке: Алексей остался ночевать в машине, а я иду в гостиницу. Время – около часа ночи; в 5:30 мы встретимся в столовой, позавтракаем и отправимся в путь.

Номер небольшой: две кровати и телевизор. Есть душевая кабина. Стоит номер две тысячи рублей, в его стоимость входит талончик на бесплатный завтрак.

На завтрак – яичница, два бутерброда и чай. Или кофе – кому что больше нравится. Перекусываем и отправляемся в дорогу: утром нас уже ждут в Питере, лучше приехать пораньше, так больше шансов не зависнуть на складе.

— Едет, например, на одну доставку десять машин. Ты приехал первый, разгрузился – значит, быстрее освободишься. А приедешь последним, тебя последним и разгрузят, - объясняет водитель. – Могут и на следующий день оставить, если склад что-то не успеет.

Алексей рассказывает об опасностях на трассе. Оказывается, не только из-за меня мы решили переночевать в гостинице. Ночевка в кармане до сих пор лотерея: останешься ты с грузом или нет. Один знакомый Алексея проверил это на собственном опыте.

— Он остановился у заправки поспать, буквально на пару часов. Ему посигналили, разбудили, что у него как бы выносят груз. Вскрыли контейнер, груз выносили в лес, там была тропа натоптана. Он побежал за ними, собирал груз по этой тропе и складывал обратно, но всё равно в итоге вышла недостача.

О подобном я слышал, точнее, видел в сети. Вот водитель показывает последствия ночлега на неохраняемой парковке. В интернете немало видео, как грузовики грабят прямо на ходу. Сзади к тяжеловозу пристраивается легковушка без лобового стекла и с выключенными фарами. Иногда еще и покрышка спереди примотана, на всякий случай. Самый отчаянный из пиратов перебирается по капоту к прицепу, вскрывает его и перекидывает груз.

Мы приезжаем на окраину Санкт-Петербурга, всё точно по графику. Здесь машину разгружают. Управились за пару часов: теперь нужно загрузиться и ехать обратно в Москву. 

Мы с Алексеем приехали в порт. Оказывается, контейнеры, которые устанавливают на грузовики, нужно сдавать после рейса – они как упаковка товара. Алексей сдаёт свой, ему выдают другой контейнер с грузом и документы. В Москву нам нужно доставить холодильники. Пока Алексей заполняет бумаги, машину осматривают – всё ли нормально, и не перегорела ли какая-нибудь лампочка. Водитель относит бумаги в офис, его проверяют на алкоголь и только после этого можно ехать дальше. Снова толкаемся в пробках, только уже питерских. Выезжаем на трассу, когда уже стемнело.

Решил спросить Алексея о самой необычной поездке. Оказалось, что мой временный компаньон возил цирк Дю Солей – правда, ему не понравилось.

— 16 машин. Первый едет, на светофоре проехал, три машины успело за ним, остальные остались. И вот мы растягивались по этим деревням. У нас получился цирк с цирком.

Голодный дальнобойщик – не дальнобойщик. Заезжаем поужинать в еще одно проверенное место, и за ужином Алексей встречает знакомых. После недолгого разговора снова собираемся в путь. Дорожные кафе отличаются необычными названиями блюд. В этом, например, есть рыба «Транзит» и салат «Обжорка». Здесь даже есть своя бензоколонка, вернее, дизельная. Насколько хорошее топливо – вопрос, но если в баках пусто, на нём можно будет дотянуть до ближайшей заправки. Туда мы как раз и направляемся. В баке грузовика 570 литров топлива, а расходует он около 34 литров на 100 километров.

Меня после ужина клонит в сон. Если честно, я боюсь, что Алексей тоже захочет спать, но выглядит он достаточно бодро. Водитель говорит, что бороться со сном не нужно – слишком опасно. Самый эффективный способ не уснуть за рулём один:

— Ложиться спать. Иногда понимаешь, что если сейчас на стоянке не встанешь, то до следующей непонятно сколько ехать. Проще на этой встать и выспаться, – утверждает дальнобойщик.

Такая осторожность оправдана: по статистике, одна из наиболее распространенных причин аварий с участием фур – сон за рулём. Водитель не заваливается, как будто даже подруливает, но на самом деле он уже спит и не контролирует происходящее.

Этого мужчину спас отбойник. Водителю другого грузовика сигналят, но ничего не помогает.

На всякий случай, чтобы уж точно не заснуть, останавливаемся выпить кофе. Оказывается, в машине у Алексея есть даже плитка: когда находишься в рейсе несколько дней, не знаешь, что может пригодиться.

— Есть и сковородка, можно что-нибудь приготовить. Можно яичницу, можно макароны сварить, можно картошечки.

Кофе бодрит, и мы проезжаем еще несколько сотен километров. Наконец Алексей сворачивает к отелю. Машин тут немного, но место, конечно, проверенное.

Если посчитать, то за двое суток в пути Алексей проспал около восьми часов – он постоянно за рулём. При этом в машине установлен тахограф, прибор, который должен следить, чтобы водитель не перерабатывал. Но дальнобойщик уверен, что у нас с соблюдением всех норм ездить невозможно.

— Если по режиму, только до Москвы нужно ехать двое суток. Плюс стоянок нет. На МКАД можно протолкаться, а время выйдет – и куда я встану?

По правилам водитель должен через 4,5 часа дороги сделать перерыв – 45 минут, а еще через 4,5 часа остановиться на длительный отдых – 11 часов. Для дальнобойщика непозволительная роскошь потерять целый день или ночь: заказы-то не ждут. Поэтому не жалеют ни себя, ни технику.

Неожиданно начинает пахнуть жженым металлом. Догоняем впереди идущий грузовик: колеса прицепа раскалены до красна.

— У тебя что-то с колёсами? – спрашивает Алексей коллегу по рации.
— Есть подозрения.
— Я не видел, но пассажир говорит колесо аж красное.
— Посмотрю.

Представить, что может случиться несложно. На Youtube полно видео с итогом таких поломок. Потушить загоревшуюся покрышку очень непросто, так что если упустить момент, есть высокая вероятность спалить фуру вместе со всем товаром.

«Раненный» грузовик скрывается из виду. Через несколько часов мы прибываем к месту разгрузки, на склад крупной компании, которая занимается электроникой. Укладываемся в график. Меня отправляют в комнату охраны – говорят, там уже можно подождать, пока фуру Алексея разгрузят. Но там уже отдыхает охранник: он громко храпит, и я отправился на поиск места поуютнее, а главное – потише. Я пошел искать кафе. Мы договорились, что Алексей подберёт меня там, и мы поедем на финальную точку нашего путешествия.

Буквально в пятистах метрах обнаруживаю магазин и кафе. В одной части накрыты столы, видимо, намечается банкет. В другой можно посидеть обычным посетителям вроде меня. Заказываю чай, салат, отбивную и кекс. Кафе начинает заполняться людьми: банкет оказывается поминками, но деваться некуда. Остаюсь.

Наконец долгожданный звонок: дела на складе закончены и можно отправляться в путь. Мы едем на Новую Ригу, где моё приключение закончится. Алексею сейчас снова нужно на погрузку: рейс обратно в Питер. Спрашиваю, почему разгрузка длилась почти 5 часов.

— Вытащили 15 холодильников и ушли все куда-то, сказали – перекур, они устали. Потом вытащили еще 10 холодильников, сели покурить в телефонах поиграть. Я пришёл, покричал, они вытащили остатки.

По словам Алексея, с такими проблемами дальнобойщики сталкиваются постоянно. 

Романтику дороги выдавливают томительное ожидание и рутина, а ведь время, которое водители тратят на складах во время погрузок, разгрузок и ожидания менеджеров они могли бы провести с семьёй. 

Источник