Идея взимания платы за проезд по региональным трассам впервые доросла до оформившегося законопроекта, который готовят к предварительному рассмотрению в Госдуме. Новость об этом перевозчики встретили с мрачным фатализмом.
На прошлой неделе мы писали, что госсовет Татарстана разработал законопроект, наделяющий власти регионов правом взимать плату за проезд большегрузов по региональным дорогам. Как сообщают СМИ, экспертный совет уже одобрил это предложение. На данный момент законопроект проходит согласование с профильными ведомствами, после чего будет направлен в Госдуму на предварительное «нулевое» чтение.
Идея не нова: с такими инициативами чиновники выступали еще на заре «Платона». В 2016 году расширить действие системы на региональные трассы предлагали в Краснодарском крае, а двумя годами позже о желании провести такой эксперимент отрапортовали дорожные службы Ленинградской области.
Подобные инициативы неизменно вызывали неприятие со стороны перевозчиков. Не стал исключением и нынешний законопроект. Есть ли у него шансы дойти до первого чтения и что случится, если проезд по региональным трассам действительно станет платным? Эти вопросы мы задали руководителям отраслевых объединений и представителям транспортных компаний: ответы удивили своей экспрессивностью.
«Мы для них – кормовая база»
По мнению председателя Объединения перевозчиков России (ОПР) Сергея Владимирова, даже в нынешних непростых условиях Госдума может принять законопроект и сделать региональные дороги платными.
— Правительство оторвано от реалий, от экономики, там вообще не понимают, что происходит в стране. Плата за проезд, отмена ЕНВД - это всё не про перевозчиков, это хотелки чиновников. У них, наверное, деньги в бюджете закончились, и нужно откуда-то их взять, поэтому принять законопроект они могут, – уверен Сергей Владимиров.
С председателем ОПР согласен координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Он отмечает, что на фоне ужимающихся региональных бюджетов власти регионов готовы использовать любой шанс, чтобы создать новые финансовые потоки.
— А создаваться эти потоки будут исключительно за счет остающейся (и тоже уменьшающейся) работоспособной части населения, в том числе автоперевозчиков. Не стоит питать иллюзий, мы для них кормовая база, – приходит к неутешительному выводу эксперт.
Валерий Войтко также считает, что предложенный татарстанскими чиновниками законопроект имеет высокие шансы на реализацию, но при этом надеется на лучшее.
— Есть у меня маленькая надежда, что в нынешней и без того хреновой экономической и политической ситуации у депутатов хватит ума в очередной раз не бесить народ.
Изначально всё было понятно: сперва «Платон» на федеральных дорогах, затем на региональных, потом малотоннажники, а следом легковушки – всё равно машины наносят ущерб дорогам, так давайте окучивать всех!
Может быть, у кого-то щёлкнет предохранитель в башке? Ведь при расширении этого побора на все категории транспортных средств мы можем получить очень печальные последствия, особенно в преддверии грядущих выборов, - отмечает наш собеседник.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин допускает, что во время проталкивания законопроекта власти могут пойти на некоторые уступки, чтобы хоть как-то снизить напряженность.
— Брать с нас можно до бесконечности, но что дадут взамен? Нам обещали отменить транспортный налог, но его не отменили. Обещали скорректировать акцизы на топливо, но их не скорректировали. Корову нельзя доить бесконечно! Сейчас опять, наверное, начнут прогонять байку про отмену транспортного налога, но эти обещания мы слышим уже давно – пусть сперва выполнят их, – рассуждает Владимир Матягин.
Кому это выгодно?
Валерий Войтко отмечает, что система «Платон» достаточно дорогостоящая, а её окупаемость невысока даже на федеральных трассах, где трафик грузовых автомобилей интенсивен.
— Мы знаем, что на федеральных дорогах «Платон» получает 40-50% от собранной суммы в качестве концессионных выплат. Ежегодно собирается 22-25 млрд рублей, и оператору системы отдают около 10 млрд. Если подобная сеть начнет работать на региональных дорогах, где за сутки проезжает десяток машин, можно представить себе экономическую эффективность сборов. В лучшем случае на дороги пойдет треть собираемых средств! Поэтому я очень надеюсь, что перед принятием решения наши депутаты возьмут в руки калькуляторы и посчитают, ради какой выгоды это делается. А делается это всё в интересах оператора системы! – уверен эксперт.
С ним согласен и Сергей Владимиров, по мнению которого взимание платы за проезд не имеет никакого отношения к строительству дорог и обелению отрасли.
«У "Платона" нет перспектив»
Еще один вопрос, на котором заострили внимание наши собеседники – низкая эффективность системы «Платон» и многочисленные сбои, которые оборачиваются несправедливыми штрафами для перевозчиков.
— У нас старый «Платон» не работает, а они хотят новый делать, – возмущается Владимир Матягин. – Штрафы сегодня выставляются некорректно.
Одному из членов нашей ассоциации, который работает по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, приходят штрафы из Кемеровской области! Мы пытаемся их оспорить, пишем письма оператору системы, ответов ждём по полгода. О чём это говорит? О том, что работа системы до сих пор не налажена.
Валерий Войтко отмечает: количество необоснованных штрафов так велико, что многие перевозчики, ранее зарегистрировавшиеся в системе и начавшие оплачивать проезд по федеральным трассам, сегодня становятся «уклонистами». Они приобретают «глушилки» и используют другие способы обхода «Платона», чтобы не потерять деньги из-за технических ошибок.
— В борьбе с «Платоном» радиоэлектронное оборудование показало себя так же хорошо, как наши средства радиоэлектронной борьбы в Сирии, – смеётся эксперт.
Сергей Владимиров, в свою очередь, подчеркивает, что многие перевозчики и не начинали оплачивать проезд по федеральным трассам. По мнению председателя ОПР, у «Платона» нет перспектив даже на федеральных трассах.
— Оператор «Платона» сообщает, что практически все перевозчики зарегистрированы в системе. Конечно, он будет накручивать себе цифры! И перевозчики действительно зарегистрированы, но многие из них не платят. У нас народ ушлый, знает, как обойти рамки. И думаю, не ошибусь, если скажу, что 90% перевозчиков не платит вообще ничего.
Серое и белое
Говорить о реальной доле перевозчиков, уклоняющихся от оплаты проезда по федеральным трассам, сложно: статистики в открытом доступе нет. Но у тех, кто играет по правилам и оплачивает «Платон», тоже возникают проблемы.
— В нашем государстве возможно всё, и аналог «Платона» на региональных дорогах действительно может появиться, – рассуждает руководитель транспортной компании GTC-Cargo Александр Галов. – Мы хотим строить мосты, дороги, пополнять бюджет? Хорошо! Но если у перевозчиков останется манёвр для обхода системы, они будут её обходить. Это отрицательно скажется на ставках, и прибыль перевозчиков, не уклоняющихся от уплаты, будет снижаться.
Предприниматель отмечает, что ставки некоторых компаний, выполняющих рейсы из Краснодарского края в Москву сегодня так низки, что кроме затрат на топливо, платные дороги и оплату «Платона» ничего в себя не включают.
Очевидно, что с такими предложениями перевозчикам, оплачивающим проезд по федеральным трассам, конкурировать практически невозможно.
* * *
Новость о законопроекте, который позволит регионам взимать плату за проезд по региональным дорогам, вскрыла широкий пласт накопившихся у автоперевозчиков проблем. Если обобщить их, то можно прийти к выводу: перевозчики не доверяют «Платону» из-за его технического несовершенства, причем претензии к системе есть и у тех, кто исправно ей платит. Предприниматели опасаются, что её расширение может привести к усилению конкуренции со стороны коллег, различными способами уклоняющихся от оплаты.
И, конечно, нельзя не подчеркнуть несоответствие разработанного в Татарстане законопроекта сегодняшней экономической ситуации, в которой любые дополнительные издержки для перевозчиков, а особенно для частников и небольших компаний, могут стать фатальными. Именно поэтому представители профессиональных объединений воспринимают предложение чиновников с таким негативом, ведь речь в данном случае может идти о выживании малого и среднего бизнеса, интересы которого они представляют.