Бизнес в очередной раз обратился к правительству с просьбой поддержать отрасль автомобильных грузоперевозок.
20 апреля Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) направил премьер-министру России Михаилу Мишустину письмо с просьбой поддержать российских автоперевозчиков. Авторы письма отмечают, что снижение спроса на грузоперевозки, обусловленное распространением коронавируса, усугубляется рядом других факторов. Среди них – рост стоимости топлива и тарифа системы "Платон", а также повышение НДС.
"Сегодня у участников рынка не сформированы необходимые резервы, достаточные для выживания при продолжительном сокращении объемов грузоперевозок," – приводит отрывок из текста письма "Коммерсантъ".
В СЭЛ отмечают растущие затраты на содержание персонала и закупку новой техники, которая зачастую приобретается в лизинг. Если кредитные и лизинговые платежи будут просрочены, некоторые участники рынка могут оказаться на грани банкротства.
На сегодняшний день, по данным СЭЛ, интенсивность работы грузового транспорта сократилась на 10-15%, и в будущем продолжит падать. Особенно непросто приходится перевозчикам сборных грузов – в этом сегменте спад наиболее ощутим. Если в марте объем перевозок сборных грузов сократился на 30% в сравнении с мартом прошлого года, то в апреле падение может составить 40%. Сильнее всего сократились перевозки непродовольственных товаров.
Опрошенные "Коммерсантом" предприниматели подтверждают цифры, которые приводит СЭЛ. Так грузооборот компании "Байкал-Сервис" в конце марта упал на 30-40%. Генеральный директор компании Алексей Худов отмечает, что сегодня ситуация постепенно стабилизируется, а перевозки медицинских товаров демонстрируют двукратный рост. Но в некоторых сегментах при этом отмечается серьёзный спад: так перевозки одежды, автохимии, абразивов и музыкальных товаров сократились почти на 70%.
СЭЛ предлагает правительству принять ряд мер для поддержки компаний и индивидуальных предпринимателей. Среди них: отмена транспортного налога на ближайший год, приостановка взимания платы в рамках системы “Платон” (или же субсидирование этих платежей для поддержания работы системы), снижение налога на прибыль на 5% на полгода.
Стоит отметить, что ранее перевозчики уже призывали на время заморозить плату за проезд по федеральным трассам, однако это предложение принято не было.
Авторы письма также предлагают отменить начисление НДФЛ за 2 и 3 кварталы, субсидировать лизинговые и кредитные платежи, расходы на топливо, ввести мораторий на досрочные требования возврата кредитов и снизить административную нагрузку на бизнес.
Руководители крупных транспортных компаний считают предложения СЭЛ уместными и своевременными. Так управляющий директор ГК "Совтрансавто" Владимир Тян отмечает, что сегодня автоперевозкам необходимы меры, которые могли бы компенсировать возникшие убытки – например, налоговые послабления. Замдиректора операционного управления по спецтранспорту AsstrA Олег Гребенько, в свою очередь, уверен, что для логистического сектора сегодня будут полезны любые меры поддержки. Он, впрочем, напоминает, что АСМАП обращалась с подобными предложениями к Михаилу Мишустину еще в марте, но никакой реакции на это обращение не последовало.
Операционный директор логистической компании "Точка-Точка" Максим Алексеев отмечает, что предложенные СЭЛ меры должны действовать не менее одного года и распространяться в том числе и на самозанятых граждан. Он добавляет, что хотел бы видеть среди реализованных государством предложений субсидии по транспортному налогу и ГСМ для физлиц, владеющих грузовиками. По мнению эксперта, меры поддержки должны распространяться не только на транспортные компании, но и на экспедиторов, обеспечивающих работой ИП и небольших перевозчиков. А заместитель гендиректора "Байкал-Сервис" Владимир Каляцкий отмечает, что если поддержка будет оказана владельцам складской недвижимости, то перевозчики с большей вероятностью смогут договориться с ними об отсрочке арендных платежей или снижении ставок.
Эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (НАПТА) Тарас Коваль, однако, утверждает, что реализация предложений СЭЛ обернётся снижением тарифов на перевозки. Это сыграет на руку предприятиям, которые возят собственные грузы, но вряд ли обрадует коммерческих перевозчиков: если их расходы сократятся, грузоотправители этим воспользуются.
"Чем ниже расходная часть за километр пробега и час работы водителя, тем меньше привлекательность коммерческих перевозчиков перед собственным транспортом, тем больше возможностей для порожних пробегов транспорта ритейлеров", – цитирует Тараса Коваля "Коммерсантъ".