Страны, в которых бушует коронавирус, отменяют или существенно смягчают нормы труда и отдыха водителей. Почему такого не будет в России и что не так с анонсированной Мишустиным отменой ограничений на въезд в большие города?
Коронавирус распространяется по планете: европейские страны столкнулись с многочисленными трудностями. Резко подскочивший спрос на продукты питания и средства личной гигиены опустошил прилавки магазинов, а больницам и аптекам не хватает медикаментов. В связи с этим в некоторых государствах был либерализован (а кое-где и вовсе отменен) режим труда и отдыха для водителей грузовых автомобилей.
Одними из первых отменили РТО американцы: в США правила перестали действовать для водителей, перевозящих продовольствие, фармацевтическую продукцию и различные грузы, необходимые для обеспечения карантинных мероприятий.
Примеру Соединенных штатов последовали многие европейские государства. Бельгия, Норвегия, Дания, Германия и другие страны смягчили правила, регламентирующие время труда и отдыха водителей, чтобы обеспечить бесперебойную доставку продуктов питания и медикаментов в магазины и соцучреждения.
Подробная информация о закрытиях границ и действии РТО в странах ЕС и СНГ собрана на интерактивной карте, подготовленной порталом trans.INFO.
В России отменять режим труда и отдыха пока не собираются. Единственное решение правительства, напрямую относящееся к автомобильным грузоперевозкам, коснулось больших городов – теперь грузовики, обеспечивающие поставки в торговые сети, могут заезжать в них без ограничений. Соблюдается оно, правда, пока не везде – председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов рассказал нам, что в Москве о нём просто не знают.
— 16 марта Мишустин распорядился отменить все ограничения на въезд грузовиков в города. Номер этого приказа, документа или нормативного акта мы найти не смогли, – объясняет наш собеседник. – Словом в воздух, как говорится. А в Москве пропускной режим достаточно строгий, штраф за нарушение 5000 рублей.
Либерализацию режима труда и отдыха в зарубежных странах Александр Котов оценивает с недоумением:
— Нормы труда и отдыха обеспечивают безопасность дорожного движения, безопасность жизни не только самого водителя, но и всех окружающих. Нарушит – уснёт и врежется! Как можно принимать такие решения? Не думаю, что это целесообразно.
Да и наполнение магазинов зависит от наличия грузов на складах, а не от того, сколько водитель будет не спать.
У нас избыток грузовых транспортных средств, с доставкой проблем не будет. Это логистика ритейлеров рассчитана таким образом, чтобы как можно меньше затоваривать склады, – рассуждает председатель МПВП.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин также считает маловероятной либерализацию РТО.
— А зачем тогда вводили режим труда и отдыха? Или во время карантина опасность на дорогах отменяется? РТО это препона, которую государство выставляет для предпринимателей, и не только в России, – отмечает Матягин. – К тому же, у нас очень тяжелая бюрократическая машина. Чтобы принять такие меры, нужно созвать заседание, собрать рабочую группу, месяцами это обсуждать. И когда решат, что такая мера действительно нужна, эпидемия уже закончится. Такова российская действительность.
Снятие ограничений на въезд в крупные города Владимир Матягин считает наглядной демонстрацией их бесполезности.
— А зачем тогда вводились ограничения? Продукты как завозились в магазины, так и завозятся. Что изменилось в жизни города из-за того, что перевозчики стали получать разрешения? Эти ограничения создавались искусственно, и мне такие телодвижения непонятны.
Вот она, абсурдность нашей действительности – мы создаём сложности для предпринимателей, а потом удивляемся тому, что продукты дорожают, а коррупция растёт!
Владимир Матягин считает, что автоперевозчики нуждаются в первую очередь в финансовой поддержке.
— Основной сектор, который связывает экономику, грузовой транспорт, надо поддержать. Например, дотациями. У нас дотации выделяются нефтяникам. Нефть дешевеет – выделяются дотации, нефть дорожает – тоже выделяются. В связи с коронавирусом отрасль автоперевозок стоит, и мы хотим, чтобы правительство пошло нам навстречу, выделило субсидии. А то как получается: всех поддержат, а нас нет, – рассуждает президент «Грузавтотранса».