← Дзен

«Ъ»: ставки на перевозки растут из-за ухода перевозчиков — «высокий сезон» может стать особенно горячим

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

В третьем квартале 2025 года средние ставки на FTL-перевозки на 100 самых популярных направлениях внутри России выросли на 16,4%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ATI.SU. Рост ставок подтверждают и другие игроки логистического рынка, опрошенные изданием.

На ATI.SU увеличилось количество заявок на перевозки: в третьем квартале их стало больше на 16% в сравнении со вторым кварталом 2025 и на 39% — в сравнении с третьим кварталом 2024 года. Основатель и директор Биржи Святослав Вильде, однако, подчёркивает, что такая динамика связана не с восстановлением спроса, а с тем, что грузовладельцам стало сложнее находить перевозчиков напрямую. Представители логистических компаний также отмечают, что реальный объём грузов не увеличился.

По словам Святослава Вильде, предложение транспорта на рынке уменьшается: заметная часть перевозчиков в этом году прекратила работу, процесс закрытия компаний продолжается. Для многих перевозчиков ситуация остаётся тяжёлой из-за низких ставок, дорогих кредитов и частых нарушений сроков оплаты со стороны контрагентов.

Результатом сложившейся ситуации стал массовый возврат техники лизинговым компаниям. Заместитель гендиректора ПЭК Андрей Мякин напоминает, что только за первую половину 2025 года лизингодателям было возвращено свыше 30 тыс. машин — около 8,7% от общего количества магистральных тягачей в России.

Андрей Мякин допускает, что в четвёртом квартале 2025 и на протяжении всего 2026 года будет существовать риск дефицита перевозчиков. В то же время финансовое давление на перевозчиков будет усиливаться: себестоимость доставки сегодня растёт из-за повышения цен на топливо, а грядущая отмена ПСН для индивидуальных предпринимателей усугубит ситуацию.

Михаил Коптев (Скиф-Карго) прогнозирует, что ставки на перевозки внутри России продолжат расти в обозримом будущем: предложение транспорта остаётся ограниченным, а количество заказов может увеличиться из-за сезонности. При этом реального восстановления платёжеспособного спроса эксперт пока не видит. Александр Соболев (Транссертико) ожидает, что рост ставок в четвёртом квартале текущего года может быть особенно существенным из-за наложения «высокого сезона» на грядущее повышение НДС.

Напомним, недавно управляющий партнёр M.A. Research Людмила Симонова допустила, что во второй половине 2025 года рынок могут покинуть до 15% перевозчиков, из-за чего ставки на перевозки в сравнении с первой половиной года вырастут на 15-20%.