На российском рынке логистических услуг наблюдается экспансия китайских компаний, которые предлагают ставки на 20-30% ниже рыночных. Об этом порталу Прайм рассказала Татьяна Кулябина, генеральный директор Holding Finance Broker.
По словам эксперта, российские импортёры ежедневно получают письма с предложениями услуг перевозки товаров автомобильным или железнодорожным транспортом, а также мультимодальными маршрутами. Стоимость таких услуг зачастую ощутимо ниже, чем у российских компаний.
Низкие тарифы объясняются рядом причин. В Китае государство дотирует развитие ж/д-перевозок, а банки предлагают бизнесу лизинг по ставке 3-5%, в то время как в России ставки лизинга находятся на уровне 27-30%.
По словам Татьяны Кулябиной, часть китайских перевозчиков использует «серые схемы»: они не оплачивают «Платон» и штрафы за перегруз, перевозя до 35 тонн на одной фуре. Это помогает им работать по низким ставкам и получать прибыль.
— Китайские перевозчики опираются на субсидии и льготное финансирование, им легко входить на рынок, в то время как отечественным игрокам сделать это практически невозможно. Более того, в приграничных районах все чаще можно увидеть китайские грузовики, а машины с российскими номерами, напротив, становятся редкостью, — утверждает эксперт.
Татьяна Кулябина отмечает, что сотрудничество с недобросовестными перевозчиками может обернуться неприятными последствиями: задержками поставок, повреждением или потерей груза. Низкая ставка может удвоиться в процессе перевозки — посредник может добавить к ней расходы на хранение, упаковку или таможенное оформление. В некоторых случаях за перевозчика выдаёт себя перекупщик, у которого нет собственной техники: тогда увеличивается риск срыва сроков поставки, страдает качество перевозки.
Эксперт советует настороженно относиться к чересчур низким тарифам, тщательно проверять иностранных перевозчиков через открытые реестры и начинать сотрудничество с ними с тестовых поставок.
Напомним, в конце июля глава «ИТЕКО» Евгений Бабаев заявил, что китайские перевозчики настолько расширили свою географию, что стали доезжать до Москвы. По словам предпринимателя, некоторые компании из КНР выполняют в России незаконные каботажные перевозки.