← Дзен

Узбекистан НЕ вводил требования по установке смарт-тахографов 1С

© Александр Малышев / Фотобанк Лори

В декабре 2024 года в Ассоциацию транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) стала поступать информация от обеспокоенных владельцев тахографических мастерских и водителей-международников нашей страны, что с 1 января 2025 года для перевозок в Республику Узбекистан якобы необходимо заменить аналоговые контрольные устройства, соответствующие Добавлению 1, и цифровые контрольные устройства (тахографы), соответствующие Добавлению 1В, на умные (смарт) тахографы 1С второго поколения, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Европейского Союза, и в дальнейшем осуществлять перевозки в Узбекистан исключительно автомобилями, оснащёнными тахографами 1С.

Эксперты Ассоциации более 10 лет участвуют в работе Группы экспертов по ЕСТР и Рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, проходящей в г. Женеве, Швейцария, поэтому о предложениях ЕС включить в ЕСТР Добавление 1С, касающееся смарт-тахографов, и разногласиях по этому вопросу нам известно из первоисточника.

Смарт-тахографы — устройства для контроля деятельности водителей, определённые в рамках законодательства Европейского Союза. Они легитимны только на территории Европейского Союза. Смарт-тахографы второго поколения во многом аналогичные цифровым тахографам ЕСТР 1В. Многие свойства и функции смарт-тахографов унаследованы от цифровых тахографов. Тем не менее они имеют ряд существенных отличий как с технической, так и с юридической точек зрения.

В настоящее время смарт-тахографы ЕС не являются легитимными (законными) устройствами в рамках ЕСТР.

В смарт-тахографах 1С имеется свойство обратной совместимости по картам водителей, предприятий, контролёров, выпущенных по требованиям Добавления 1В ЕСТР.

Однако смарт-тахографы второго поколения (1С) не принимают карты мастерских, соответствующих Добавлению 1В ЕСТР. Соответственно, в странах ЕСТР, не являющихся участницами Европейского Союза, в рамках Соглашения ЕСТР официально невозможно настраивать и калибровать смарт-тахографы 1С, так как в таких странах нет возможности выпускать карты мастерской для смарт-тахографов 1С.

Однако, в силу суверенности, любая страна может заключать любые другие договоры или соглашения, в том числе признающие экстерриториальное действие НПА третьих стран.

Для уточнения ситуации и проверки информации о поступающих сообщениях, АТЭС 25.12.24 направила запрос в Минтранс Республики Узбекистан.

Несмотря на праздничные дни, ответ из Минтранса Узбекистана пришел достаточно оперативно.

Из ответа следует, что Узбекистан четко придерживается действующих требований ЕСТР. Волнения российских международных перевозчиков о необходимости установки смарт-тахографов 1С напрасны.

Копии письма АТЭС и ответа Минтранса Республики Узбекистан находятся в распоряжении редакции ATI.SU.

Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов