В 2023 году в автомобильных грузоперевозках ущерб от действий мошенников составил 1,5 млрд рублей, а в 2024 году количество связанных с мошенническими действиями инцидентов выросло, поэтому ущерб будет выше. Об этом пишет Logirus, ссылаясь на основателя компании ОТК Михаила Алтунина.
Эксперт отмечает, что мошенники совершенствуют методы своей работы. Они освоили использование социальной инженерии, одноразовых банковских карт и VPN для маскировки IP-адресов, а также покупку юридических лиц.
При этом в 75% случаев мошенники используют классическую схему с переадресацией, когда экспедитору злоумышленник представляется водителем, а водителю — заказчиком перевозки. Получив документы водителя, мошенник пересылает их заказчику, заменив номер телефона, и начинает выдавать себя за водителя.
Михаил Алтунин отмечает, что мошенники могут использовать поддельные СТС и заменить в них данные собственника на данные водителя, чтобы исключить контакт заказчика с реальным владельцем транспорта. Часто такие подделки выполнены очень некачественно и имеют следы обработки, но участники рынка редко обращают на это внимание. В некоторых случаях мошенники вступают с водителями в сговор, вербуя их.
По словам эксперта, низкая эффективность расследований случаев мошенничества в грузоперевозках обусловлена отсутствием специализации и соответствующих показателей в статистике МВД.
— Рынок сейчас фактически находится в состоянии, когда спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Заявление в МВД становится основанием для возбуждения уголовных дел в единичных случаях. Хотя таких инцидентов по стране фиксируется огромное количество, — приводит слова эксперта Logirus.