На рассмотрение Госдумы вынесены поправки к законодательству, разрешающие перевозчикам твёрдых коммунальных отходов в течение трёх ближайших лет ездить с превышением допустимой нагрузки. Об этом пишут «Известия».
Если поправки будут приняты, до 1 января 2028 года тяжеловесные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 10% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, смогут двигаться по дорогам на общих основаниях, не получая спецразрешения и не оплачивая нанесённый вред.
В пояснительной записке к документу говорится, что состав отходов и конструкция мусоровозов не позволяют распределить перевозимый груз в нужных пропорциях (возможно, из-за этого часто возникают превышения осевых нагрузок, которые фиксируются АПВГК). Проблему могло бы решить переоснащение автопарков, но покупка бо́льшего количества машин с меньшим весом обойдётся операторам ТКО в 120 млрд рублей. Концепция законопроекта, отменяющего штрафы за перегруз для мусоровозов, была поддержана на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Патрушева.
Опрошенные «Известиями» эксперты отнеслись к инициативе неоднозначно. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что проблема с превышением осевых нагрузок характерна для многих машин, у которых трудно проконтролировать равномерное распределение груза в кузове — цистерн, самосвалов, зерновозов, лесовозов. Владимир Матягин уверен, что выделять из них одни только мусоровозы несправедливо.
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль называет действующие нормы осевых нагрузок архаичными и отмечает, что российские требования отличаются в меньшую сторону от зарубежных. Он напоминает, что дороги в Московской и Ленинградской областях рассчитаны на осевую нагрузку в 11,5 тонн, а современные оси мусоровозов имеют технически допустимую нагрузку в 12,5-13 тонн.
Антон Шапарин (Национальный автомобильный союз) допускает, что если отменить штрафы за перегруз, то в 40-кубовые контейнеры, которые часто перевозят в сцепке, начнут грузить мусор с горкой. Масса автопоезда с двумя такими контейнерами будет зашкаливать: «тормозить состав начнёт в Москве, а остановится уже где-нибудь под Воронежем». Это может привести к росту числа аварий.
Максим Кадаков («За Рулём») согласен с этой точкой зрения и считает, необходимо дифференцировать мусоровозы, в отношении которых будет действовать мораторий: отходы могут вывозить как среднетоннажные грузовики, так и многотонные фуры. Эксперт уверен: для последних делать поблажек не стоит.
Но даже на небольшом двухосном грузовике превышение нагрузки может привести к потере управляемости. Тарас Коваль отмечает, что перегруженные двухосники «приседают» на заднюю часть, при этом сцепление с дорогой у передних колёс ухудшается.
— Даже небольшого слоя льда будет достаточно для того, чтобы такой грузовик перестал слушаться руля, — говорит эксперт.