Минтруд предлагает ограничить количество трудовых мигрантов в компаниях, осуществляющих автомобильные грузоперевозки (деятельность автомобильного грузового транспорта — ОКВЭД 49.41) в размере 24% от общего штата. Об этом пишет Logirus, приводя ссылку на проект соответствующего постановления.
Документ устанавливает другие лимиты для компаний из нескольких регионов России. Например, в Краснодарском крае квота для автомобильных грузоперевозчиков будет нулевой, они не смогут принимать на работу иностранцев. В Красноярском крае перевозчикам разрешат нанимать до 20% иностранцев, а в Магаданской области — до 30%.
На данный момент проект постановления проходит антикоррупционную экспертизу, затем будет проведена оценка регулирующего воздействия, после чего инициативу рассмотрит кабинет министров. Если законопроект будет принят в текущем виде, то изменения вступят в силу с 1 января 2025 года.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал Logirus, что подогнать коллективы компаний под квоту в 24% к началу 2025 года будет непросто. Он напомнил о нехватке водителей и отметил, что привлекать их на работу сегодня проблематично даже с учётом зарплатной «вилки» в 250-300 тысяч рублей. Из-за этого некоторые компании открывают отделы по подбору персонала в среднеазиатских странах. Владимир Матягин допускает, что иностранцы, которых придётся уволить, останутся на рынке и станут работать в его теневом сегменте.
Председатель Комитета по транспорту и логистике ТПП Санкт-Петербурга Антон Кривошеев отмечает, что средняя доля иностранцев в транспортных компаниях города не превышает 30%, поэтому сократить их число до 24% будет нетрудно. Если в штате компании 200 человек, то заменить придётся не более 15-20 из них.
В ТК Dentro журналистам рассказали, что треть водителей компании из ЕАЭС: перевозчик активно пополняет штат за счет сотрудников из Кыргызстана. Если лимиты, предлагаемые Минтрудом, будут введены, у перевозчиков могут возникнуть трудности. Введение квот, допускает генеральный директор Dentro Игорь Илькаев, может привести к увеличению стоимости перевозок и простою грузовых парков.
Совладелец компании «Мастор» Михаил Бирюков отмечает, что малый бизнес понесёт бо́льшие издержки в сравнении с крупными предприятиями. В компании Михаила Бирюкова 50 машин, и около 70% сотрудников — мигранты. Заменить их, уверен предприниматель, будет нереально: придётся значительно сократить количество машин на линии или вовсе прекратить работу.
Собеседники Logirus отмечают, что частично решить проблему нехватки водителей может отмена требования к водительскому стажу (1 год) для получения прав категории Е.