Создание системы допуска на рынок автомобильных грузоперевозок обсуждалось с момента отмены лицензирования. Об этом журналистам «Коммерсанта» рассказал президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.
Ранее, как отметил эксперт, идея создания реестров блокировалась Министерством экономики, так как могла повысить административную нагрузку на предпринимателей. Но сейчас ситуация изменилась из-за позиции Федеральной налоговой службы.
— Начав уделять автотранспортному рынку пристальное внимание примерно с 2019 года, ФНС столкнулась с гигантским уходом от НДС и налога на прибыль со стороны компаний-посредников между грузовладельцами и перевозчиками, которые фактически выполняли транспортировку груза, — объясняет Тарас Коваль.
Эксперт отмечает, что основные положения законопроекта взяты из европейского законодательства. Однако в Европе действуют иные правовые механизмы: например, в CMR может быть вписано два перевозчика, и оба они будут нести солидарную ответственность, а российский Гражданский Кодекс такой возможности не предусматривает. В ЕС запретить транспортную деятельность могут только физическим лицам, а в законопроекте о создании реестров предусмотрена возможность дисквалификации компаний. В Германии допуск к перевозкам выдаётся на десять лет, по истечении которых документы нужно подавать заново; российский законопроект предполагает, что допуск выдаётся бессрочно.
Напомним, в понедельник в Госдуму был внесён законопроект о создании реестра грузоперевозчиков. Если он будет принят в текущем виде, с 1 марта 2025 года российским перевозчикам придётся регистрироваться в специальном реестре. Для регистрации понадобится подтвердить финансовую состоятельность (отсутствие недоимок по налогам), профессиональную надёжность и компетентность.