На себестоимость автоперевозок в наступающем году может повлиять целый ряд факторов. Приведёт ли это к росту тарифов?
Что подорожает в 2026 году?
Стоимость топлива в будущем году может увеличиться более чем на 10%. Об этом говорится в обзоре, подготовленном ассоциацией «АвтоГрузЭкс» совместно с крупными транспортными компаниями. Прогноз основывается на динамике 2025 года: только в третьем квартале средняя стоимость горючего по данным Росстата выросла на 4,3%. К 10 ноября она достигла 74,56 рублей за литр.
При этом многие топливные компании ввели волатильную систему скидок: теперь льготы для крупных и средних автопарков зависят от спроса, объёма закупок и других факторов.
Тимур Новожилов («Нексус») отмечает, что если весной и летом уровень скидок для его автопарка достигал 21%, то осенью снизился до 6,5% — более чем в три раза. Андрей Мякин (ПЭК) подчёркивает, что увеличение расходов на топливо на 10% увеличит общую себестоимость перевозки в среднем на 3%.
Расходы на ремонт техники в следующем году могут вырасти на 20%. Стоимость километра пробега по федеральным трассам из-за отмены льготного коэффициента и ежегодной индексации тарифа «Платона» вырастет более чем на один рубль. Андрей Мякин допускает, что обе эти причины прибавят к себестоимости перевозок ещё 1-3%.
С 1 сентября станет обязательным использование электронной транспортной накладной. Перевозчикам, ранее работавшим с бумажными документами, придётся потратиться на перестройку IT-системы и обучение сотрудников. В то же время компании, уже внедрившие необходимые решения и перешедшие на электронные ТН, смогут хоть и незначительно, но всё-таки сократить расходы.
По оценке Андрея Мякина, для небольших перевозчиков (до 15 рейсов в день) стоимость подключения к ЭДО составит 10-20 тысяч рублей. Для средних компаний (от 50 рейсов в день) стоимость лицензии составит 300 тыс. рублей.
Повышение налоговой нагрузки также скажется на расходах.
— В текущих условиях, когда многие игроки отрасли находятся на грани рентабельности, компании будут вынуждены переложить повышение НДС в операционные расходы, — отмечает представитель ПЭК.
Затраты вырастут не только у перевозчиков, но и у экспедиторов, которые с 1 марта 2026 года будут обязаны проверять грузы на соответствие параметрам, указанным в документах. Александр Кибальников («Сообщество топ-менеджеров логистических компаний») напоминает, что необходимое для проверок оборудование стоит миллионы рублей.
— На экспедиторском рынке, который в основном состоит из микропредприятий, компании финансово и юридически не готовы встроиться в измененные законодательные требования и соблюдать их. Наряду с повышением налоговой нагрузки это приведет к уходу многих транспортно-логистических компаний во второй половине 2026 года, — прогнозирует эксперт.
В ПЭК также допускают, что порядка 7-10% экспедиционных компаний могут покинуть рынок, что приведёт к его консолидации.
Как изменится себестоимость перевозок и вырастут ли тарифы?
По прогнозам Андрея Мякина, совокупный рост себестоимости перевозок в 2026 году составит 12%. Вместе с инфляцией это приведёт к увеличению тарифов на перевозки на 15-18%, до 85-88 рублей за километр.
Евгений Большаков (NATCAR) считает, что в первом полугодии 2026 года тарифы вырастут не более чем на 2%. Перевозчики не смогут поднять ставки выше из-за незначительного роста ВВП и покупательской способности. При этом эксперт ждёт роста тарифов на 10-15%, но не ранее второй половины будущего года.
Евгений Большаков напоминает, что у перевозчиков до сих пор остаётся возможность применять ПСН (пусть и с ограничениями по объёму выручки). Система «ГосЛог» находится в разработке, а внедрение электронных ТН неоднократно переносилось и может быть перенесено ещё раз. Все эти факторы могут повлиять на себестоимость перевозок и сделать её рост менее значительным.
Представители транспортных компаний уверены, что говорить о влиянии стоимости перевозок на цены перевозимых товаров пока преждевременно. По мнению Евгения Большакова, это влияние будет минимальным. Андрей Мякин добавляет, что многое будет зависеть от решений ритейлеров.
