Разбираемся, чем отличается бортовой прицеп от шаланды, а обычный фургон — от цельнометаллического.
При поиске машины важно правильно выбрать тип кузова. Если приехавшая на погрузку машина не сможет увезти груз, убытков не избежать: перевозка сорвётся, а заказчику придётся выплатить компенсацию владельцу грузовика.
В поиске машин на ATI.SU можно задать необходимый тип кузова, выбрав один или несколько фильтров в соответствующем столбце (см. скриншот). Если из пяти самых востребованных фильтров вам не подошёл ни один, нажмите кнопку «Все типы» — и выберите нужный.
В этой статье мы рассмотрим самые востребованные виды кузовов, расскажем, чем они отличаются, и ответим на вопросы, которые нам задали участники ATI.SU.
Типы кузовов грузовых автомобилей
Все кузова и полуприцепы можно поделить на два типа: закрытые и открытые. Закрытые кузова обеспечивают защиту от окружающей среды (осадков, пыли, грязи), в то время как у открытых нет крыши — они подходят для перевозки лишь тех грузов, которые не боятся внешних воздействий.
Закрытые кузова
Тентованный
Это самый распространённый тип закрытого кузова. Тенты изготовлены из брезента или поливинилхлорида (ПВХ); они надеваются на каркас и защищают груз от осадков, пыли и грязи, прямого солнечного света. Тентованный кузов не герметичен: температура в нём такая же, как и на улице. В тентованных кузовах и полуприцепах перевозят самые разные грузы — от продуктов питания, не требующих соблюдения температурного режима, до стройматериалов и оборудования.
Тент можно снять, а каркас разобрать: тогда тентованный кузов или прицеп станет открытым, а если он оснащён бортами — бортовым. Но тент и каркас займут место в кузове, и не каждый перевозчик согласится заниматься растентовкой и разбором каркаса. Поэтому ставить знак равенства между тентованными и открытыми кузовами или прицепами нельзя.
Контейнер
Фактически, контейнер — это не тип кузова, а тара. Фильтр «Контейнер» необходимо выбирать, если контейнера у вас нет, и вы хотите, чтобы ваш груз был доставлен в контейнере перевозчика.
Для перевозки контейнеров используют полуприцепы-контейнеровозы или (реже) открытые площадки и бортовые прицепы. Если у вас есть свой контейнер с грузом, который необходимо перевезти, следует выбрать фильтр «Контейнеровоз».
Фургон
Это закрытый тип кузова с жестким каркасом (обычно из металла, реже — из композитных материалов). Как правило, фургонами называют небольшие машины грузоподъёмностью от тонны (а иногда и меньше). Впрочем, встречаются и тяжеловесные фургоны — грузоподъёмностью до 20 тонн.
Фургоны обычно используются для внутригородской развозки или перевозок на коротком плече. Зачастую фургоны оборудованы гидробортом, который позволяет загрузить или разгрузить их без пандуса, с помощью погрузчика, рохли или штабелёра. В сравнении с тентованными прицепами, фургоны обеспечивают лучшую защиту от злоумышленников (тент можно разрезать и таким образом получить доступ к грузу). Но есть и минус: фургоны подходят лишь для задней погрузки (через двери), в то время как тентованные прицепы в большинстве случаев можно растентовать для верхней или боковой загрузки.
Фургон может быть герметичным: в нём можно поддерживать определённую температуру. Поэтому на рынке представлены изотермические фургоны и фургоны-рефрижераторы. Но если вы хотите найти рефрижератор или изотермический фургон, выберите именно эти фильтры (например, «реф.+изотерм») и укажите необходимую грузоподъёмность. Если вы выберете фильтр «фургон”, то увидите обычные и «температурные» фургоны вперемешку — выбрать нужный будет сложнее.
Цельнометаллический (ЦМК)
Это грузовой кузов, полностью изготовленный из металла. Как правило, это малотоннажные грузовые автомобили с задними или боковыми дверьми.
Цельнометаллический кузов обеспечивает наилучшую защиту от хищений: чтобы вскрыть его, злоумышленнику потребуется взломать замок. Недаром практически все инкассационные машины — это именно цмк-фургоны.
Изотермический
Изотермический кузов предназначен для перевозки грузов, требующих особого температурного режима (замороженных и охлаждённых продуктов питания, медикаментов, срезанных цветов и других), на коротком плече.
Изотермические грузовики и полуприцепы герметичны, а их стенки покрыты теплоизоляционными материалами. Благодаря этому создаётся «эффект термоса»: требуемая температура может поддерживаться в таких кузовах до 24 часов. Никакого дополнительного оборудования для этого не используется.
Рефрижератор
Рефрижератор — это холодильная установка, которая нагнетает в кузов охлаждённый до необходимой температуры воздух. В рефрижераторном кузове или полуприцепе в течение длительного времени может поддерживаться необходимая температура. Используют рефрижераторы для перевозки тех же грузов, что перевозят в изотермических прицепах — но на гораздо бóльшие расстояния.
В рефрижераторных полуприцепах могут быть перегородки. Они помогают:
- разделять кузов на температурные зоны (отсеки, в которых поддерживаются разные температуры — в таком случае рефрижератор может называться мультирежимным);
- соблюдать правила товарного соседства (некоторые грузы, например, рыбу, нельзя перевозить вместе с грузами другого типа);
- экономить топливо, когда кузов заполнен частично.
Тушевозы — это специфические рефрижераторы с усиленным каркасом и направляющими, необходимыми для подвешивания туш.
Открытые кузова
Самосвал
Это грузовая платформа с подъёмным механизмом, благодаря которому можно быстро разгружать сыпучие или навалочные грузы. Самосвальными бывают как кузова, так и полуприцепы. Самосвальный кузов считается открытым, однако находящийся в нём груз можно защитить от внешних воздействий, используя полог.
Бортовой
Бортовой кузов отличается наличием бортов. Борта могут быть откидными или съёмными. Если снять или откинуть борта нельзя, погрузка может быть только верхней. Бортовые кузова и прицепы используются для перевозки различных грузов, которым не страшны осадки — от стройматериалов до железобетонных изделий.
Шаланда
Шаланда — разговорное название открытого бортового полуприцепа с низкими съёмными или сдвижными бортами или вовсе без бортов. Шаланды часто выбирают для перевозки длинномерных грузов — труб, железобетонных конструкций и т. д., а также при верхней погрузке.
Площадка без бортов
Это открытый прицеп без бортов, предназначенный для перевозки крупногабаритных или негабаритных грузов — оборудования, ЖБИ, спецтехники, контейнеров и модульных конструкций.
Выбирая между бортовым кузовом, шаландой и площадкой без бортов, ориентируйтесь на габариты груза и тип погрузки. Для задней или боковой погрузки наличие неснимаемых бортов станет неустранимым препятствием.
Трал
Трал — специальный низкорамный прицеп с усиленной конструкцией, предназначенный для перевозки тяжеловесных негабаритных грузов. Грузоподъёмность таких прицепов может превышать сотню тонн. Многие модели тралов оборудованы откидными трапами, по которым на них может заехать спецтехника.
Телескопический
Это разновидность полуприцепа для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов с раздвижной телескопической рамой. Такие прицепы используются для перевозки длинномерных грузов — например, лопастей ветрогенераторов.
Специализированные кузова
Существуют специализированные кузова, предназначенные для конкретных типов грузов и существенно упрощающие их транспортировку. Например, легковые автомобили при желании можно погрузить в любой закрытый или открытый кузов — но в двухъярусный автовоз поместится гораздо больше легковушек, а для погрузки не понадобится дополнительное оборудование. Для перевозки жидких грузов (в том числе опасных) используются автоцистерны, а для перевозки леса — лесовозы.
Некоторые грузы просто невозможно перевозить в обычных кузовах. Например, бетон в жидком состоянии: для его перевозки используются цементовозы. Для перевозки живых сельскохозяйственных животных используются скотовозы и коневозы, а для перевозки туш — тушевозы.
В поиске транспорта доступны фильтры, позволяющие найти некоторые виды грузовой спецтехники: например, эвакуаторы или автокраны.
Как выбрать тип кузова для своего груза?
Отталкивайтесь от свойств груза. Чувствителен ли он к внешним условиям, требует ли специального оборудования и/или поддержания определённого температурного режима?
Если груз не боится дождя, снега и перепада температур, для его перевозки можно использовать открытые кузова и прицепы. Если груз не переносит влагу, используются тентованные прицепы и фургоны. Если груз требует поддержания температурного режима, в ход идут изотермические кузова и рефрижераторы. Для мультимодальных перевозок обычно используют контейнеры. Принимайте во внимание габариты груза, его объём и вес, а также тип погрузки.
Если вы испытываете сомнения, попросите совета у коллег, у заказчика перевозки или у самого перевозчика. Расскажите ему подробно, что за груз нужно будет перевезти и убедитесь, что машина подходит для перевозки этого груза.
Не бойтесь показать, что вы в чём-то не уверены: будет гораздо хуже, если на погрузку приедет машина, которая не сможет увезти груз.
Часто задаваемые вопросы
Какой кузов выбрать для перевозки личных вещей?
Всё зависит от их объёма. Как правило, для таких целей используются малотоннажные или среднетоннажные фургоны, но если вещей много, можно использовать тентованный прицеп.
Какой кузов выбрать для перевозки овощей и фруктов?
Для перевозки фруктов и овощей, которым необходимо поддержание стабильного температурного режима, используются изотермические или рефрижераторные кузова или полуприцепы. Для перевозки некоторых видов овощей (капуста, картофель, арбузы) подойдут и тентованные кузова.
В каких случаях выбирать тип «все закрыт. + изотерм»?
Такой фильтр подойдет, если груз «боится» осадков, но не требует особого температурного режима. Изотермический кузов не может быть открытым, поэтому в нём можно перевозить практически все грузы, которые можно перевозить в обычном тентованном кузове. Теоретически, эти грузы можно перевозить и в рефрижераторе с выключенной холодильной установкой, но смысла в этом немного: рефрижераторы и рефрижераторные прицепы значительно дороже тентованных, соответственно, и перевозка будет стоить больше.
Такой фильтр также выбирают, если погрузка или выгрузка могут быть только задней: в таком случае больше перевозчиков увидит груз.
В чем разница между рефом (рефрижератором) и изотермом?
Рефрижератор может охладить воздух до нужной температуры, а изотермический кузов лишь поддерживает температуру в течение непродолжительного времени, поэтому температурные грузы в изотермических прицепах можно перевозить лишь на короткие расстояния.
В каких случаях нужно выбирать реф?
Рефрижератор нужно выбирать, если для перевозки необходимо поддержание строгого температурного режима, если перевозка будет длительной (более суток) или если перевозка осуществляется в условиях экстремальных температур (в сильный мороз или в аномальную жару).
В чем разница между цельнометаллическим кузовом (ЦМК) и контейнером?
Контейнер — это не кузов, а тара. Как правило, контейнеры используют для мультимодальных перевозок, когда груз доставляется разными видами транспорта или разными машинами.
Фургон и газель - это одно и то же?
Фургон — это тип кузова, а «Газель» — марка грузового автомобиля. «Газель» может быть фургоном, но встречаются и другие исполнения (бортовой грузовик, тент и т. д.). Поэтому называть фургонами все без исключения «Газели» (как и называть «Газелями» фургоны других марок) некорректно.
Что будет, если в фильтре выбрать все типы кузовов?
Вы получите список всех доступных машин — и узнаете, сколько их на ATI.SU.