← Дзен

Инструкция на чёрный день: что делать, если у вас украли или похитили груз

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Представьте страшный сон любого логиста: система спутникового мониторинга перестала видеть машину, а водитель удалился из чатов и не берёт трубку. Увы, в такой ситуации ежегодно оказываются сотни сотрудников логистических компаний.

Хищение груза — огромный стресс для логистов и руководителей. Но именно в условиях стресса особенно важно сохранять хладнокровие и предпринимать обдуманные действия, которые увеличат шансы найти груз — и исключат ещё бóльшие убытки, если найти его не получится.

В этой статье рассмотрим порядок действий в двух случаях: если водитель вместе с машиной и грузом пропали без вести — и если груз был украден у водителя в рейсе (например, во время ночёвки).

Что делать компании, если украли груз?

1. Сперва необходимо полностью установить обстоятельства произошедшего. Что вы везли и для кого? Какая машина выполняла перевозку? Обязательное нужно установить владельца машины (как правило, его можно найти на ATI.SU), выяснить, кто находился за рулем и когда он в последний раз выходил на связь. Установите контактные данные (телефоны, адреса электронной почты) причастных к рейсу лиц — водителя, логистов, диспетчера (или последовательно цепочку диспетчеров, если их было несколько). Установите каналы связи с ними. Перепроверьте контакты в личном кабинете перевозчика.

Далеко не всегда то, что кажется утратой груза, является ей на самом деле. Случиться может всякое: ДТП, проблемы со здоровьем у водителя или банальный алкоголизм. Можно попробовать поискать груз по ГЛОНАСС, поспрашивать о машине на стоянках и в водительских чатах: нередко такие поиски приносят результат. Существенную ясность в произошедшее, как правило, может внести собственник машины: по возможности свяжитесь с ним и уточните все обстоятельство случившегося.

2. Если в вашей компании есть юрист или служба безопасности, сообщите ответственным сотрудникам о произошедшем. Если таких сотрудников нет, придётся действовать самостоятельно. Соберите все возможные документы (договор-заявку, договор с грузовладельцем или заказчиком перевозки, уставные документы на юридическое лицо, ТТН, ТН, документы на водителя и ТС, страховой полис и другие); они понадобятся, чтобы рассчитать сумму ущерба и подтвердить факт договорных отношений. 

3. Если груз утрачен по вине контрагента — выставьте претензию или отметку на форуме «Недобросовестные партнеры». Тогда участник ATI.SU будет помечен, как недобросовестный, и у него будет больше мотивации выйти на связь, а у вас появится шанс решить вопрос без суда. Также вы расскажите о прецеденте другим участникам ATI.SU — и, возможно, получите от них дополнительную информацию о фирме, аккаунте или водителях. 

Претензии на ATI.SU как и отметки на форуме «Недобросовестные партнёры» — это эффективный инструмент для досудебного урегулирования конфликтов. В некоторых случаях он может использоваться как альтернатива арбитражному разбирательству, которое стало дороже из-за увеличившихся пошлин.

4. Если вы уверены, что груз украден или похищен, обращайтесь в полицию. Учтите принцип территориальности: подавать заявление нужно в отделение, находящееся там, где преступление было окончено. Как правило, это место погрузки, перегрузки товара в другое ТС или какой-либо склад.  Полицейским нужно будет предоставить перечисленные выше документы. От полицейских вам нужно будет получить «корешок» — талон-уведомление. Если заявление было подано на портале МВД, необходимо будет получить и сохранить электронное уведомление, свидетельствующее о том, что заявление принято. Копию талона-уведомления нужно предоставить грузовладельцу, грузополучателю и страховой компании.

Так выглядит незаполненный талон-корешок, который необходимо получить у сотрудников полиции.

5. Оповестите о произошедшем грузовладельца, грузополучателя и страховую компанию. Предоставьте им необходимые данные и документы. Опишите сложившуюся ситуацию и опишите все действия, которые уже были предприняты.

6. Проведите служебное расследование в соответствии со ст. 193 Трудового кодекса РФ. Установите причины произошедшего и примите меры, чтобы исключить или минимизировать риск повторения такой ситуации.

7. Проведите аудит других бизнес-процессов и регулярно принимайте меры, направленные на предупреждение краж и мошенничества. Злоумышленники постоянно совершенствуют старые схемы и изобретают новые — чтобы знать о них, нужно «держать руку на пульсе», следить за новостями и проводить обучение персонала.

8. Если это возможно, получите от страховой компании возмещение.

9. Если вы не собственник груза, при материальной возможности и юридической обоснованности урегулируйте образовавшуюся финансовую задолженность перед собственником груза.

Что делать водителю, если украли груз?

Водитель звонит вам и сообщает ужасную новость: прицеп вскрыли, груз частично или полностью украден. Важно не впадать в панику и чётко проинструктировать водителя — ведь ему придется общаться с полицейскими и получить от них важные документы.

1. Первым делом водитель должен сообщить о краже груза менеджеру или сотруднику СБ своей компании. Он должен предоставить информацию о месте происшествия, примерном времени и остальных обстоятельствах. Самостоятельных, не согласованных с руководством действий водитель предпринимать не должен.

2. Водителю необходимо вызвать на место происшествия полицию и дождаться прибытия сотрудников. У правоохранителей нужно выяснить, из какого отдела они прибыли, узнать адрес, телефон и ФИО старшего следственно-оперативной группы. Эту информацию водитель должен передать логистам или сотрудникам СБ. Кроме того, водитель должен получить от полицейских номер регистрации происшествия в КУСП (книге учёта сообщений о преступлениях).

В зависимости от обстоятельств (сумма ущерба, состояние здоровья водителя и т. д.) на место происшествия может выехать сотрудник СБ компании или её представитель.

3. Водитель должен снять на камеру телефона прицеп или кузов и груз, если какая-то его часть осталась — так, чтобы можно было оценить его состояние. Видеоролик должен быть снят непрерывной съёмкой, с привязкой к геолокации. Если камеры нет, водитель должен описать состояние груза логисту или сотруднику СБ устно.

4. Водитель должен написать заявление о краже прямо на месте происшествия. В заявлении он должен указать, что ущерб от кражи будет уточнён после выгрузки. Сотрудники полиции, в свою очередь, должны принять заявление и осмотреть место происшествия. По возможности необходимо получить копию протокола осмотра и фотофиксации. Водитель должен присутствовать при всех действиях полицейских, он должен прочесть составленные ими протоколы и убедиться, что информация в них указана верно, без искажений.

5. Необходимо получить талон-уведомление в дежурной части полиции о регистрации заявления в УВД и ОМВД с подписью дежурного. Талон может получить как сам водитель, так и другие сотрудники компании.

6. Груз в любом случае должен быть доставлен грузополучателю: это обязательство не зависит от обстоятельств. Когда формальности соблюдены и документы получены, руководитель компании или ответственный логист сообщает водителю, что перевозку можно продолжить.

7. Водитель может продолжить рейс, при этом по возможности соблюдая сохранность груза до прибытия на место выгрузки. Не следует срывать пломбу и открывать ворота, если злоумышленники залезли в прицеп или разрезали тент на боковой части. Груз должен быть доставлен строго по адресу, указанному в ТТН. В некоторых случаях полицейские могут потребовать отвезти груз в другое место, например, для пересчёта. Такие действия необходимо согласовать со всеми участниками перевозки, принимать решение самостоятельно водитель не должен.

8. На месте выгрузки груз пересчитывается в присутствии страхового представителя (сюрвейера) и грузополучателя, составляется акт о расхождении по количеству и качеству принятых ТМЦ. Водитель должен подписать этот акт и другие относящиеся к перевозке документы.

В прошлом году мы опубликовали материал, в котором рассказали, какие правила должен соблюдать водитель для минимизации риска краж и хищений. Эту короткую памятку можно использовать для проведения инструктажа. Другие наши статьи о безопасности грузоперевозок и проверках контрагентов доступны по ссылке.