Руководитель небольшой транспортно-экспедиционной компании — о нынешнем положении дел на рынке автоперевозок и о том, каким рынок может стать к 2027 году.
Руководитель небольшой ТЭК из Казани Константин опубликовал очередной видеоролик, в котором дал оценку сложившейся на рынке ситуации и предположил, какие изменения могут произойти на нём в ближайшие несколько лет.
— Пятнадцать лет мы работали по определённой структуре, и она себя полностью оправдывала, а сейчас я не вижу огонька в тоннеле, тыкаюсь, как ёжик в тумане и не знаю, что будет происходить дальше, — делится впечатлениями предприниматель. — Пока рынок не выстроит новые правила, ты никуда не денешься: ты маленький и должен подстраиваться.
Константин отмечает, что в его окружении многие смотрят в будущее с оптимизмом и ожидают, что в ближайшее время на рынок придёт оживление. Сам он причин для оживления не видит: дела у клиентов предпринимателя идут плохо, объёмы перевозок падают.
По мнению перевозчика, в 2025 году на рынке будет сохраняться переизбыток транспорта.
— Рост ставок будет сожран запчастями, ГСМ, штрафами, налоговой нагрузкой. Результат деятельности компаний, которые сейчас выживают и умудряются получать прибыль, будет ясен к концу года. Ваш покорный слуга пытается избавиться от машин, чтобы не остаться ни с чем. Лизинговые стоянки будут заполняться, и обычные стоянки тоже, потому что продажи техники сейчас стоят, мои машины продаются с дисконтом 40-50%.
Предприниматель допускает, что в 2026 году на рынке сложится ситуация, когда из-за большого первоначального взноса и высокой процентной ставки частники уже не смогут позволить себе покупку новых машин. Покупать новые грузовики будут крупные компании, а небольшие перевозчики и частники будут покупать в лизинг подержанные грузовики.
— Мы, частники, уже не увидим лизинги с нулевым или 10%-м первым взносом, — прогнозирует предприниматель.
— Рынку не из-за чего стабилизироваться, потому что транспорт, который уже должен быть изъят и стоять на стоянках, продолжает ездить по допсоглашениям, перевозчикам дают отсрочки. И это будет продолжаться весь 2025 год, к гадалке не ходи!
Перевозчик отмечает, что сегодня проблема нехватки водителей частично решилась, однако в 2026 году она может вернуться с новой силой, если крупным компаниям с новой техникой будет проще подыскивать кандидатов, в то время как небольшим перевозчикам придётся «очень жёстко извращаться», чтобы найти сотрудников.
Кроме того, предприниматель допускает, что в ближайшие годы на перевозчиков ляжет дополнительная финансовая нагрузка.
— К 2027 году выстроится интересная структура: крупные ТК эксплуатируют новые машины, грузовики 3-5 лет «сваливаются» средним компаниям или нам, маленьким компаниям. В 2027 году нам покажут наше место: никакой новой техники! Придётся перестраиваться и учиться работать с б/у-машинами.
Константин отмечает, что в таких условиях на рынке может появиться новая бизнес-модель «транспортно-сервисной компании»: эти компании будут зарабатывать на приведении техники в порядок, их умеренной («не на убой») эксплуатации и дальнейшей перепродаже.
В целом же предприниматель хоть и не видит перспектив для заработка в обозримом будущем, но сохраняет оптимистичный настрой.
— Смотришь на весну, на лето, оцениваешь перспективы и объёмы: нет просвета! Но есть оптимистичный взгляд: хочется верить, что спустя хотя бы три года солнце на небе увидим, — говорит перевозчик.