← Дзен

Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

ERID: 2SDnjeyYYAf

фото: Техавто / tehauto.com

Объем грузов и техники, доставляемых в Россию из КНР через Казахстан, растет. Для тех, кто разрабатывает логистические маршруты самостоятельно, мы собрали информацию по пяти существующим таможенным «воротам» из Китая в Казахстан, и рассказали о специфике каждого.

Когда-то здесь пролегала ветка Великого Шелкового пути, по которой везли товары из Китая на Ближний Восток и в Европу. А сегодня по территории Казахстана проходят 13 международных транспортных коридоров: восемь автомобильных и пять железнодорожных. За последние 10 лет в транспортно-логистическую инфраструктуру Республики вложено более $30 млрд. Страна последовательно движется к статусу ключевого транзитного хаба Центральноазиатского региона.

И без того традиционный маршрут в текущем году показал уверенный рост объемов транзитных грузоперевозок. Так, «Ведомости» со ссылкой на ATI.SU сообщают об увеличении размещенных заявок на перевозку грузов в Россию из других стран в III квартале 2024 г. на 68% в годовом выражении. При этом отмечается, что взрывной рост показателей во многом состоялся за счет заявок на перевозки из Казахстана в Россию – в III квартале их количество выросло в несколько раз.

Рост объема доставок через Казахстан фиксируют и участники рынка. По данным компании «Деловые линии», которую цитируют «Ведомости», он вырос на 17% в третьем квартале. А согласно отчету Группы компаний «Техавто», по итогам первого полугодия 2024 года доля импорта грузовой техники из КНР в Россию транзитом через Казахстан увеличилась с 34% (январь-июнь 2023 г.) до 43% (январь-июнь 2024 г.).

Основная причина приоритетности транзита через Казахстан – удобное географическое расположение. Транспортные маршруты, проходящие через Республику, обеспечивают кратчайшие расстояния для перевозок грузов и техники из КНР, что значительно сокращает сроки доставки и экономит бюджет. Ситуационно на выбор автоперевозок через Казахстан влияют санкционные ограничения, вызванные ими проблемы с платежами, а также сезонная перегруженность железнодорожной и портовой инфраструктуры в РФ. У альтернативных точек выхода из Китая (Кыргызстан, Забайкальск, Благовещенск) нередки ограничения транспортного сообщения в зимнее время.

Инициатива «Один пояс – один путь», представленная в 2013 году председателем КНР, кратно расширила логистический потенциал Казахстана и запустила глобальную модернизацию казахстанской транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию дорог и таможенных пунктов.

фото: Техавто / tehauto.com

Краткий обзор таможенных постов

Нур Жолы (РК) – Хоргос (КНР)

Центральные ворота международного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Самый крупный и инфраструктурно развитый, но вместе с тем – самый загруженный пост. На момент подготовки статьи, согласно данным портала CarGoRuqsat, очередь на пересечение границы занята на ближайшие 17 дней.

С казахстанской стороны прилегает к территории специальной экономической зоны с действующими налоговыми и таможенными льготами. После выхода техники и грузов их можно поместить под процедуру «импорт 78». Она позволяет участникам ВЭД хранить товары на территории СЭЗ сроком до трех лет без оплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. При этом выполнять с товарами необходимые операции и даже продавать их, не вывозя за пределы склада.

Здесь же расположен сухой порт Khorgos Gateway, на котором осуществляется прием/отправка поездов, перегрузка грузов из разноколейных вагонов, формирование контейнерных поездов и другое.

  • География: область Жетісу (Казахстан) – Или-Казахский автономный округ, Синьцзян (Китай)
  • Транспортный маршрут: международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
  • Режим работы: круглосуточно
  • Пропускная способность: 2500 транспортных средств в обе стороны движения
  • Загруженность: очень высокая
  • Активы ГК «Техавто»: собственный транспортно-логистический терминал общей площадью 34 га

Загруженность постов казахстанско-китайской границы. Скриншот страницы портала CarGoRuqsat 2 декабря 2014 г.

Майкапчагай (РК) – Зимунай (КНР)

Самый северный из пяти казахстанско-китайских пунктов пропуска, но самый восточный в европейской системе маршрутов. В ходе официальной встречи в октябре 2024 года между руководителями приграничных таможенных органов Казахстана и КНР достигнута договоренность об увеличении количества перемещаемых автотранспортных средств. В настоящее время производится работа по модернизации – здесь появятся два СВХ и новый терминал, а территория поста будет расширена.

Самое короткое транзитное плечо к городам Сибирского федерального округа. Автоперевозка грузов до ближайшего российского таможенного поста Горнякский займет всего два дня.

  • География: Восточно-Казахстанская область (Казахстан) – округ Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай)
  • Транспортный маршрут: европейский маршрут E127 (Омск-Майкапчагай)
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность: 200 транспортных средств
  • Загруженность: низкая
  • Активы ГК «Техавто»: транспортно-логистический терминал площадью 30 тыс. м2 с отапливаемыми складами (в 70 км от ТП «Майкапчагай», г. Зайсан)

Бахты (РК) – Пакиту (КНР)

Второй таможенный пункт на востоке Казахстана с более чем 200-летней историей. Сегодня здесь также ведут работы по модернизации и техническому дооснащению. Начато строительство новой железнодорожной линии Бахты-Аягоз, которую планируют ввести в эксплуатацию в 2027 г. По прогнозам это увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем до 48 млн тонн и разгрузит южные пункты пропуска. В ближайших планах – открытие сухого порта. Как и предыдущий таможенный пост, обеспечивает быструю доставку в города Сибири.

Через таможенный пост Бахты за первые 6 мес. 2024 года вышла половина всей грузовой техники, доставляемой из Китаю в Россию через Казахстан, в этот период.

  • География: область Абай (Казахстан) – Чугучакский округ Или-Казахской автономной области, Синьцзян (Китай)
  • Транспортный маршрут: автомагистраль Таскескен – Бахты является частью международного коридора Берлин – Москва – Екатеринбург – Алматы – Таскескен – Урумчи
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность: 200 транспортных средств
  • Загруженность: низкая
  • Активы ГК «Техавто»: транспортно-логистический терминал общей площадью 60 тыс. кв. м.

Калжат (РК) – Дулата (КНР)

В 2017 году здесь открылся современный таможенно-логистический центр с неплохой технической оснащенностью. Расположенный недалеко от Хоргоса (южнее всего на 70 км, если считать по прямой) этот пункт пропуска сегодня является вторым по загруженности – чтобы забронировать очередь на CarGoRuqsat, придется ждать в среднем 7-10 дней.

  • География: Алматинская область (Казахстан) – Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай)
  • Транспортный маршрут: международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность: 500 транспортных средств
  • Загруженность: высокая

Достык (РК) – Алашанькоу (КНР)

Южный пограничный пункт с железнодорожным и автомобильным КПП. Работы по реконструкции закончены: в 2023 г. введен в эксплуатацию инспекционно-досмотровый комплекс «Достык-железнодорожный», в 2024 г. открыт СВХ «Dostyk Customs Service». Именно в этом месте, известном также как Джунгарские ворота, когда-то проходила одна из веток Великого Шёлкового пути.

  • География: область Жетісу (Казахстан) – Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай)
  • Международные железнодорожные пути: Северный коридор
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность автомобильного КПП: 500 транспортных средств
  • Пропускная способность ж/д станции: 28 млн тонн грузов в год (запланировано увеличение до 35 млн тонн в год)
  • Загруженность: средняя

Какой пост выбрать?

Развернутый комментарий начальника отдела таможенных операций ГК «Техавто» Сергея Непорожнего мы систематизировали и собрали в сравнительную таблицу.

Таможенный пункт

Особенности

Плюсы

Минусы

В каких случаях выбирать

Нур Жолы – Хоргос

Самая крупная транспортно-логистическая артерия

Специальная Экономическая зона

Самый технически оснащенный

Самая большая пропускная способность

Отличное состояние дорог

Круглосуточный режим работы

Сухой порт

Режим

Импорт-78

Бондовые склады

Самая большая очередь

Тип доставки: перегон техники, перевозка грузов, ж/д перевозка

Внушительные объемы, нет потребности в быстрой доставке

Нет собственных складов и/или свободного бюджета на таможенную очистку и доставку (услуга бондового склада)

Иные причины сменить собственника перед доставкой

Майкапчагай – Зимунай

Находится на реконструкции (без закрытия ТП)

Нет очередей

Быстрое прохождение границы (таможенное оформление – 1 час)

Плохое состояние дорожного полотна (в настоящее время идет ремонт)

Ограничение по весу (до 40 т на единицу ТС, включая вес ТС)

Более низкая пропускная способность

Приоритет быстрой доставки (самый короткий путь до городов Сибири)

Нетяжелые грузы

Бахты – Пакиту

Находится на реконструкции (без закрытия ТП)

Нет очередей

Хорошая дорога

Более низкая пропускная способность

Приоритет быстрой доставки (Урал, Сибирь)

Калжат – Дулата

Второй по популярности пост после Хоргоса для грузовых автоперевозок

Современная инфраструктура

Высокая загрузка (очереди), нет возможности выхода самоходом

Нет потребности в быстрой доставке груза

Достык – Алашанькоу

Основной тип доставки – ж/д перевозки

Модернизирован по пропускной способности и инфраструктуре

Нет возможности выхода самоходом

Плохое состояние дорог

Тяжелые погодные условия в зимнее время для автомобильных перевозок

Груз экономически и по срокам выгоднее перевозить по железной дороге

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Таможенные посты на казахстанско-китайской границе можно условно разделить на восточные (Майкапчагай, Бахты) и южные (Нур жолы, Калжат, Достык). Первая группа идеально подходит для максимально быстрой доставки грузов в Сибирский Федеральный округ и города Урала, и далее на Москву. В том числе благодаря меньшей загруженности самих постов, – в отличие от южных, которые, несмотря на бóльшую пропускную способность, как правило заняты на много дней вперед.

Из второй группы с весомым преимуществом выделяется Хоргос, достоинства которого очевидны: от преференций Свободной экономической зоны до круглосуточного режима работы, от отличного состояния дорог до мягкого климата в зимний период. Хоргос очень удобен для транспортировки техники и грузов в Центральную, Западную и Южную часть России.

фото: Техавто / tehauto.com

Важно понимать, что самостоятельно решить все вопросы по выходу грузов и техники с границы, а также их таможенному оформлению бывает проблематично. В том числе из-за специфики прохождения таможенных процедур. Поэтому, если вы задумаетесь о транзитных грузоперевозках через Казахстан, найдите консультанта на казахстанском рынке, а еще лучше местную логистическую компанию с надежной репутацией.

(с) Екатерина ЛАЗАРЕВА, Сергей ДУРАЧЕНКО («ГК ТЕХАВТО»)

ноябрь-декабрь 2024

«ТЕХАВТО» – международная транспортно-логистическая группа компаний, основанная в 1997 году. Управляющая компания находится в г. Усть-Каменогорск (Казахстан), представительства – в России, Беларуси, Монголии, Кыргызстане и Китае. Резидент и прямой оператор сухого порта Свободной Экономической Зоны Хоргос.

Специализируется на международной логистике под ключ: от приемки техники на таможенных постах КНР, выгона и таможенного оформления до доставки из Китая на склад клиента.

Доля рынка по перегону техники из Китая в страны СНГ транзитом через Казахстан – 60% (по итогам I полугодия 2024 г.).

Для консультации по вопросам таможенного оформления или экспедирования груза из Китая напишите sales_ati@tehauto.com или позвоните +7 (499) 290-90-60

Подписывайтесь на новости и публикации «ТЕХАВТО» https://t.me/tehauto95