Рассказываем, как узнать рыночные ставки на автомобильные грузоперевозки и можно ли спрогнозировать изменения тарифов в краткосрочной перспективе.
Рынок автоперевозок лихорадит. В конце ноября ставки на перевозки остаются нетипично низкими и находятся на уровне середины мая. С начала года Индекс ATI.SU, отражающий средние ставки на перевозки по России, снизился на 15%.
Будет ли в этом году «горячий сезон»? Летом представители крупнейших транспортных компаний прогнозировали, что ставки начнут расти в начале осени, но пока этого не произошло. Более того, с начала осени ставки непрерывно снижались, а вместе с ними снижалась и рентабельность перевозок. В то же время конкуренция на рынке обостряется: Индикатор Атракс показывает, что грузов сегодня меньше, чем свободных машин.
В условиях турбулентности всем участникам рынка важно понимать, какие ставки сегодня можно считать рыночными. Экспедиторам и перевозчикам это понимание поможет не работать дешевле рынка, а заказчикам перевозок — не переплачивать за доставку товаров.
Любой участник ATI.SU может узнать, какие ставки актуальны на том или ином направлении и в какую сторону движется рынок, с помощью сервисов аналитики. Рассмотрим несколько примеров, в которых эти сервисы помогают участникам Биржи.
Внимание! Сервисы аналитики ATI.SU отражают данные о ставках, по которым работают перевозчики, конечные исполнители — без учёта возможных наценок посредников. При необходимости пользователь может добавить свою комиссию и просматривать ставки с её учётом.
1. Расчёт тарифов на незнакомых / непопулярных / многочисленных направлениях
Если перевозчику или экспедитору поступает запрос на перевозку по незнакомому направлению или по целому ряду направлений, поможет сервис Средние ставки. Он покажет, какие ставки сейчас актуальны для нужного направления для конкретного тоннажа (от 1,5 до 20 тонн) и конкретного типа кузова.
— Это очень удобный инструмент, который помогает нам и в экспедировании, и в работе с собственным транспортом, — рассказывает Георгий Гуриев, руководитель отдела логистики компаниии «Пять Углов» (2207586) — Мы используем Средние ставки, когда сталкиваемся с заказами на непопулярных направлениях, чтобы понять среднюю цену. Раньше на анализ уходило 15-20 минут, теперь узнаём тариф почти мгновенно. На знакомых направлениях сервис тоже помогает, потому что цены сегодня меняются быстро и непредсказуемо. Сервис здо́рово разгрузил наших логистов.
Работать со Средними ставками просто: нужное значение можно получить буквально в пару кликов. Чем больше направлений нужно просчитать для потенциального заказчика, тем больше времени сэкономит логист.
— Массовый просчёт экономит даже не часы работы сотрудников, а целые дни, — рассказывает Евгений Луговкин, генеральный директор компании «Миля» (864777). — Удобная функция для массового просчёта — импорт маршрутов из файла: можно загрузить таблицу с нужными направлениями, выставить фильтры, и сервис пришлёт таблицу, в которой для каждого направления будет просчитана средняя ставка.
2. Прогнозирование ставок
Сервис Средние ставки позволяет прогнозировать, какими будут тарифы на перевозки в обозримом будущем. Выбрав направление и включив функцию «Год к году», вы можете сравнить текущие ставки со ставками 2023 и 2022 годов и посмотреть, как они менялись в течение календарного года.
На скриншоте выше видно, как менялись ставки на маршруте Москва – Екатеринбург (закрытые кузовы без рефрижераторов, 20 тонн) в 2022, 2023 и 2024 годах. Хорошо заметен традиционный спад, который ежегодно случается в начале января (в 2024 году он стал особенно выраженным). В 2022 и 2023 годах ставки начали расти в конце года — можно предположить, что и в нынешнем году они также поднимутся, хотя с учётом нынешней ситуации и дефицита грузов рост может быть мéньшим, чем обычно.
В крупной экспедиционной компании из Екатеринбурга нам рассказали, что используют Средние ставки, чтобы определить, насколько вырастут тарифы в обозримом будущем.
— Допустим, нужно узнать, какими будут ставки в разгар горячего сезона. По предыдущим годам видно, что до середины ноября ставки снижаются, а затем, до новогодних праздников, поднимаются на 14-17%. Так благодаря статистике можно узнать примерный ценник на середину декабря, — объяснил наш собеседник.
3. Планирование кругорейсов
Ставка на перевозку далеко не всегда соразмерна затратам перевозчика. Если перевозка из пункта А в пункт Б стоит 100 тысяч рублей, то перевозка из пункта Б в пункт А может стоить 50 и даже 30 тысяч рублей из-за низкого спроса — банального отсутствия грузов.
Как узнать, сколько будет стоить поездка на круг? Включить в Средних ставках опцию «Кругорейс» — и отсматривать средние ставки на перевозки не в одну, а в обе стороны сразу, чтобы понимать, сколько прибыли принесёт поездка.
25 ноября средняя ставка на маршруте Москва — Санкт-Петербург для 20-тонника с закрытым кузовом находилась на уровне 72,6 ₽/км. На маршруте Санкт-Петербург — Москва ставка была ниже, 55,5 ₽/км. Ставка на кругорейс по этому маршруту — 65,7 ₽/км: если такая ставка устраивает, можно искать подходящие грузы, а если нет — переключиться на другие направления.
С помощью этой опции перевозчик или экспедитор с собственным парком может оценить доходность нового направления, прежде чем начать работу с ним.
Если нужно найти самое выгодное направление без учёта «обратки», поможет сервис Выгодные направления. Он покажет, на каких маршрутах ставка выше — а на каких растёт быстрее всего. Выбрав самое выгодное направление, можно сразу же оценить стоимость обратного груза и решить, стоит ли туда ехать.
Сервис можно настроить — например, задать минимальное расстояние или радиус вокруг города, чтобы увидеть выгодные направления сразу из всех населённых пунктов в пределах этой области. Узнать больше о Выгодных направлениях и возможностях сервиса можно по ссылке.
4. Другие сценарии
Информация о средних ставках и их изменениях в предыдущие годы помогает и перевозчикам, и грузовладельцам в самых разных ситуациях.
Заключая долгосрочный договор на оказание транспортных услуг, средние ставки можно использовать, чтобы обезопасить себя в будущем. В договоре можно прописать ставку, которая вас устроит — и указать, что если в период действия договора средняя ставка на маршруте (маршрутах) по данным ATI.SU вырастет больше, чем, например, на 20%, стоимость услуг должна быть пересмотрена в сторону повышения.
Средние ставки помогают планировать бюджет на логистику. Сервис подскажет, как и в какие периоды меняются тарифы, и позволит спрогнозировать затраты на перевозки.
Средние ставки помогают планировать работу. Если какой-то груз необходимо перевезти не срочно, данные сервиса подскажут, есть ли смысл заказывать машину сейчас. Возможно, в скором времени ставки снизятся, и можно будет сэкономить несколько десятков тысяч рублей. Эта информация пригодится и перевозчикам — они смогут узнать, на каких направлениях сезонные всплески и спады выражены сильнее всего и какие маршруты следует рассмотреть, чтобы больше заработать.
* * *
Сервис Средние ставки доступен по лицензии Статистика цен на грузоперевозки. В лицензию также входит сервис Выгодные направления, предоставляющий ту же самую информацию в адаптированном для владельцев транспорта виде.