С какими проблемами сталкиваются перевозчики из Казахстана, получая платежи от российских компаний, и можно ли их избежать?
Из-за санкций банки Казахстана перестали принимать платежи из некоторых банков России и Беларуси. Существенных сложностей с оплатой услуг и товаров между двумя странами нет, однако предприниматели, не знакомые со спецификой международных платежей, всё же испытывают беспокойство.
Представитель ATI.SU в Казахстане Рената Зобова рассказывает: некоторые казахстанские перевозчики опасаются, что во время доставки товара и пересылки документов банк российского заказчика могут включить в санкционные списки. Тогда проблем с оплатой будет не избежать. Рената Зобова отмечает, что такие опасения беспочвенны: большинство перевозчиков продолжают работать с российскими контрагентами, и худшее, с чем они теоретически могут столкнуться — это необходимость открытия нового валютного счёта.
В юридической компании Unilex подтверждают, что казахстанские перевозчики не испытывают серьёзных трудностей с получением оплаты за выполненные перевозки от российских компаний.
— Банки второго уровня готовы принимать любые платежи с российской стороны с учётом соблюдения условий, которые выставляются регулятором. Нашим клиентам мы рекомендуем проверять наличие или отсутствие российских банков в санкционных списках, чтобы удостовериться в возможности проведения платежа. Казахстанские банки, в свою очередь, охотно идут навстречу в этой части и консультируют клиентов, отвечают на вопросы о возможности проведения платежей, — рассказали нам в компании.
Рената Зобова отмечает, что многие казахстанские перевозчики научились извлекать выгоду из сложившейся ситуации.
— Раньше местные экспедиторы брали заказы на нашей Бирже и перевыставляли их на местных площадках, прибавляя свою маржу, — рассказывает представитель ATI.SU. — Сегодня одна из таких площадок ограничила размещение заявок в Россию и Беларусь. Теперь перевозчики сами находят такие грузы на ATI.SU, открывают валютные счета и выполняют заказы, минуя посредников, по более высоким ставкам.
Советы казахстанских перевозчиков
Мы опросили руководителей пяти транспортных компаний и узнали, как они работают с российскими заказчиками и какие советы могут дать коллегам. Приводим основные тезисы и лайфхаки, которыми с нами поделились предприниматели.
Для получения оплаты нужен валютный счёт. У опрошенных нами перевозчиков открыты рублёвые счета. Открытие счёта занимает буквально пару минут, сделать это можно онлайн — в приложении или в личном кабинете банка.
Контрагентов нужно проверять. Перед подписанием договора следует изучить паспорт компании на ATI.SU, проверить претензии, узнать, упоминается ли компания в обсуждениях на форуме “Недобросовестные партнёры”, а если что-то насторожит — использовать платные проверки.
К санкциям это никакого отношения не имеет, но осмотрительность никто не отменял: если компания имеет тенденцию задерживать оплаты, лучше узнать об этом заранее и не работать с ней.
Перед заключением контракта нужно проверить, находится ли банк заказчика в списке санкционных. Многие банки публикуют на своих сайтах списки банков, в которые осуществляют валютные переводы и перечни банков-корреспондентов. Но самый верный способ — позвонить в банк и узнать, пройдёт ли оплата в Казахстан в нужной вам валюте из банка, указанного в реквизитах заказчика.
Если до подписания договора выяснится, что банк заказчика попал в список «санкционных», попросите его открыть счёт в другом банке — многие клиенты идут навстречу перевозчикам.
Если в ходе выполнения перевозки банк всё же внесут в список санкционных, оплата может не пройти. Возможно, в таком случае кому-то из участников сделки придётся поменять банк. Казахстанские перевозчики отмечают, что крупные российские заказчики, работающие с партнёрами из Казахстана, нередко имеют несколько валютных счетов в надёжных банках, чтобы исключить проблемы с оплатой.
Один из перевозчиков, с которым мы побеседовали, открыл счета во всех банках Казахстана. Предприниматель рассказал нам, что их обслуживание обходится дёшево, но занимает время.
Подписанный с заказчиком договор необходимо отправить в банк для прохождения валютного контроля. Как правило, процедура занимает не более одного дня.
Если возникнет конфликтная ситуация — например, платёж не проходит, а заказчик не хочет открывать счёт в другом банке — выставляйте претензию. Прикрепите к ней платёжный документ от заказчика о переводе денег и банковскую выписку с вашего счёта за три дня с даты оформления платёжного документа, с физической отметкой (штампом) банка. Так вы подтвердите, что деньги на ваш счёт не поступили. Заказчики, как правило, быстро реагируют на претензии и предпринимают нужные действия, чтобы оплатить перевозку.
Узнать больше о претензиях и о том, как их выставлять, можно по ссылке.
Лайфхаки для перевозчиков:
- В одном из российских банков, у которого есть филиал в Казахстане, можно открыть счёт в рублях — и получать рублёвые платежи из любых российских банков. Снять деньги с такого счёта можно только через кассу.
- Заказчики могут запросить у вас справку о резидентстве и задерживать оплату до получения этой справки. Корыстных намерений у них нет: от российских компаний эти справки требует налоговая инспекция. Справка оформляется на Egov или в кабинете налогоплательщика за 3-15 дней и действительна один год, лучше заказать её заранее.
- Банки — и российские, и казахстанские — заинтересованы в благополучном проведении платежей. Самый простой способ убедиться в возможности проведения платежа — позвонить на горячую линию банка: как правило, специалисты охотно предоставляют нужную информацию и отвечают на любые вопросы.