← Дзен

Что делать, если контрагент отказывается платить

ERID: 2SDnjcR9j38

Начинающему и даже опытному перевозчику или экспедитору, который первый раз столкнулся с неоплатой, может быть сложно разобраться, как поступать, если контрагент отказывается платить. Куда писать, стоит ли идти в суд и что делать, если на руках не все нужные документы?

17 сентября стартует второй поток учебного курса «Право руля: как защитить свои интересы без юристов и судов», разработанного главным юристом ATI.SU, практикующим специалистом в области международного и российского транспортного права Юрием Павлюченко. Перевозчики и логисты узнают, как вести себя, когда заказчик не выполняет договорённости или пытается изменить их, научатся составлять претензии и иски в суд и смогут получить и сохранить свои честно заработанные деньги в любой типовой спорной ситуации, не прибегая к помощи юристов уже во время учёбы —  точно так же, как это делали участники первого потока. Чтобы узнать о курсе больше, перейдите по ссылке.

На случай, если прослушать курс по какой-то причине не получится, мы вместе с юристами подготовили пошаговую инструкцию, как добиться оплаты и защитить свои интересы, даже если на каких-то документах не хватает подписей и печатей со стороны заказчика. В этой статье разберём инструменты ATI.SU для досудебного урегулирования конфликтов — форум «Недобросовестные партнёры» (НП) и Претензии. В конце вас ждёт памятка, как самому проверить контрагента, чтобы не столкнуться с проблемным заказчиком.


Шаг 1. Попробуйте договориться с заказчиком

Позвоните заказчику

Если прошёл срок оплаты, смело звоните заказчику и напомните о себе. Здесь работает как с шумными соседями: не обязательно сразу звонить в полицию, можно просто сходить и поговорить — может они и не думали, что мешают. С заказчиками так же.

В крупных компаниях играют роль человеческий фактор и процессы. Например, где-то забирают почту по определённым дням, поэтому оригиналы ваших документов могли ещё не получить. Какие-то компании проводят платежи в определённые дни — например, если документы получены в среду, а день оплаты — вторник, то вам переведут деньги в следующий вторник. Проверьте договор или заявку — иногда фирмы прописывают там подобные детали.

Сообщите, что хотите создать НП или выставить Претензию

Если после нескольких звонков вам не заплатили в обещанный срок, пригрозите, что выставите НП или Претензию на фирму на ATI.SU.

Часто само предупреждение об этом торопит заказчика с оплатой — никому не хочется портить репутацию и получать красные баллы в Паспорт участника ATI.SU

Шаг 2. Создайте НП или выставьте Претензию

Среди исполнителей на ATI.SU ходит такой миф: если перевозчик или экспедитор создаст НП — заказчик не захочет с ним постоянно работать, поэтому отзыв НП создавать не нужно. И раз фирма ещё отвечает на звонки, то стоит просто продолжать звонить. Но если вас «кормят завтраками» не первую неделю — вряд ли стоит ещё раз работать с таким заказчиком.

Смело берите документы и создавайте НП или выставляйте Претензию: так вы не только сможете получить деньги, но и предупредите других участников о недобросовестности партнёра. Если вы не знаете, какие документы должны остаться у вас на руках после выполнения перевозки, рекомендуем обратить внимание на курс «Право руля: как защитить свои интересы без юристов и судов», о котором писали выше. Главный юрист ATI.SU Юрий Павлюченко ответит на вопросы слушателей и расскажет, как получить и сохранить заработанные деньги.

Есть несколько случаев, когда исполнитель может создать НП или выставить Претензию заказчику на ATI.SU:

  • полная или частичная неоплата перевозки,
  • невыплата предоплаты,
  • срыв загрузки,
  • простой при загрузке или выгрузке,
  • убытки, судебные расходы.

Иногда исполнители не решаются оставить НП или выставить Претензию, потому что не уверены, что на руках есть все нужные документы. Но всё проще, чем может казаться. Разберём, в каких ситуациях какие документы потребуются.

Чем отличаются НП и Претензии

На форуме «Недобросовестные партнёры» недовольные фирмы оставляют отзывы об отрицательных моментах в работе с партнёром. Отзыв на форуме влияет на репутацию и настораживает потенциальных заказчиков. Чтобы оставить такой отзыв, исполнителю нужна только заявка на перевозку.

За каждые 5 неурегулированных НП от разных пользователей в Паспорт участника-ответчика начисляется 0,25 красных балла.


Для подачи Претензии требуется больший пакет документов. Перед публикацией Претензия проходит модерацию юристов ATI.SU, они же и принимают по ней решение. Претензия сильнее влияет на рейтинг фирмы-ответчика. За каждую подтверждённую, проверенную модератором и опубликованную Претензию ответчику начисляются красные баллы в зависимости от суммы Претензии — от 0,25 до 1,5 баллов.


Если документов не хватает, можно попробовать создать НП, прикрепив в Тему НП заявку. Остальные документы юристы запросят у обеих сторон позже — если ответчик оспорит отзыв.

Сравнительная таблица НП и Претензий


НП (запись на форуме «Недобросовестные партнёры»)

Претензия

Влияние на Паспорт

Влияет на репутацию и настораживает потенциальных партнёров.

В Паспорт ответчика начисляется 0,25 красных балла за каждые 5 НП от разных участников.

Влияет на репутацию и настораживает потенциальных партнёров.

В Паспорт ответчика начисляется от 0,25 до 1,5 баллов за каждую опубликованную Претензию.

Стоимость

150 атисов.

Когда ответчик урегулирует тему — 150 атисов вернутся на ваш виртуальный счёт. Если же тема будет отклонена модератором, то атисы не возвращаются.

150 атисов.

Когда ответчик урегулирует Претензию — 150 атисов вернутся на ваш виртуальный счёт. Если же Претензия будет отклонена юристами, то атисы не возвращаются.

Необходимые документы

Как правило, требуется только заявка. Если НП оспорил ответчик, отзыв проверяют юристы и могут запросить дополнительные документы.

Для Претензии по неоплате:

— заявка;

— комплект документов, указанных в заявке как обязательные для оплаты (не требуется, если в Претензию прикреплены заявка и двухсторонний акт выполненных работ).

Статистика за январь–август 2023

НП

  • Удовлетворённых истцов = 11 143
  • Урегулированных НП = 41 873

Претензии

  • Удовлетворённых истцов = 5 776
  • Урегулированных Претензий = 11 194

Срок урегулирования

  • В среднем и НП и Претензии урегулируются за 5 дней.

Как создать НП

Участнику, который хочет выставить Претензию, потребуются:

Ответчик может оспорить отзыв или подтвердить оплату перевозки. Чтобы подтвердить оплату, ответчик должен отправить модератору подтверждающий документ об оплате суммы разногласий. Когда ответчик заплатит комиссию ATI.SU по урегулированию темы и подтвердит оплату, модератор удалит тему с форума.

Вы можете самостоятельно удалить вашу тему, если больше не имеете претензий к ответчику. В этом случае ответчик также заплатит комиссию за урегулирование темы.

Если оплата перевозки так и не поступила, вы сможете отправить модератору подтверждающие факт неоплаты документы для восстановления темы.

Пошаговую инструкцию, как оставить НП и дальше работать с отзывом мы собрали в отдельной статье. Подробнее: Как создать тему на форуме «Недобросовестные партнёры».

Как выставить Претензию

Участнику, который хочет выставить Претензию, потребуются:

Документы для Претензии по полной или частичной неоплате перевозки:

  • Заявка или договор-заявка или заказ.
  • Двухсторонний акт выполненных работ.
  • Если акта нет — то комплект документов, указанных в заявке как обязательные для оплаты.

Документы для Претензии по невыплате предоплаты:

  • заявка;
  • ТТН с отметкой грузоотправителя, если предоплата должна быть по факту загрузки.

Когда Претензия опубликуется, в Паспорте ответчика и на графике «История Претензий к фирме и упоминания ее на форуме «Недобросовестные партнёры» появится соответствующая отметка.

После публикации Претензии вы не можете удалить её до проверки модераторами ATI.SU. Претензия будет отображаться в разделе «Ваши Претензии и Рекомендации» в статусе «Опубликована, не проверена» до тех пор, пока модераторы ATI.SU не проверят её и не поменяют статус на «Одобрена» или «Отклонена». Претензия в статусе «Опубликована, не проверена» не влияет на баллы в Паспорте участника ATI.SU.

Ответчик может оспорить Претензию или подтвердить оплату перевозки. Чтобы подтвердить оплату, ответчик должен прикрепить документ об оплате в обсуждение Претензии, а затем сообщить об этом модератору. Модератор удалит Претензию, когда ответчик подтвердит оплату перевозки и заплатит ATI.SU за урегулирование.

Вы можете самостоятельно удалить вашу Претензию, если решили все разногласия с ответчиком. В этом случае ответчик также заплатит ATI.SU за урегулирование Претензии — а вам вернутся потраченные атисы на счёт.

Пошаговую инструкцию, как выставить Претензию и дальше с ней работать мы собрали в отдельной статье.

Как не нарваться на неплательщика

Тщательно проверяйте заказчика перед сделкой

Мы обобщили опыт участников ATI.SU и свою экспертизу в одном списке для проверки: прочитайте эту памятку и скачайте чек-лист.

Мы разобрали всё самое важное: что делать, если вам написал или позвонил заказчик, на что смотреть в Паспорте участника ATI.SU, как использовать сервисы проверки.

Держите список перед глазами и проходитесь по нему перед сделкой. Рекомендуем не пропускать ни одного пункта — двигаться от первого до последнего и записывать свои наблюдения. Это позволит вам не связаться с мошенниками и не остаться без оплаты.

Используйте электронный документооборот

Мы рекомендуем использовать электронный документооборот — так все документы будут заполнены и подписаны верно и останутся под рукой — и если потребуется — выставить Претензию будет быстрее и проще. На ATI.SU для этого есть система «АТИ-Доки» — она помогает автоматизировать и ускорить работу с документами.

АТИ-Доки — система ЭДО для оформления документов для грузоперевозок. С помощью АТИ-Доков можно создавать и подписывать договоры, заявки, акты, счета или загружать ваши готовые документы в виде файлов. Юристы ATI.SU подготовили шаблоны для всех часто используемых в перевозках документов.

В системе «АТИ-Доки» вы сможете быстро заполнить документы без ошибок — даже с телефона в дороге. Нужно только заранее внести реквизиты и данные по машине и водителю в Справочники, а после — подставлять их в пару кликов в заявку или договор. Всему этому мы учим в бесплатном курсе для перевозчиков.

Чтобы документ из АТИ-Доков имел юридическую силу, вы и заказчик должны подписать его квалифицированной электронной подписью (КЭП) — или простой электронной подписью, если это указано в вашем договоре.

Если у вас нет КЭП — одобрите документ без подписи. В случае спорных ситуаций мы примем такой документ для Претензии, и его хватит, чтобы создать тему на форуме «Недобросовестные партнёры».

Также документ без квалифицированной электронной подписи можно распечатать и поставить подписи и печати, тогда он будет иметь юридическую силу.

Стоит ли идти в суд

ATI.SU не может обещать, что сервис «Претензии» и форум НП станут гарантом выплаты от фирм. Если вы попали в ситуацию, когда заказчик долго не оплачивает заказ — следует подавать на контрагента в суд.

***

Чтобы научиться грамотно действовать в ситуациях, когда заказчик нарушает договорённости, необоснованно обвиняет вас в опоздании, повреждении груза или подаче неподходящего транспорта – и получить свои честно заработанные деньги, запишитесь на курс «Право руля: как защитить свои интересы без юристов и судов». Главный юрист ATI.SU Юрий Павлюченко расскажет, как разрешать спорные ситуации без юристов и судов, а полученными знаниями вы сможете воспользоваться уже в процессе обучения.