← Дзен

«Иногда даже в доставку на самокатах»: куда и почему уходят водители из магистральных перевозок

© Леонид Еремейчук / Фотобанк Лори

У нехватки дальнобойщиков много причин, и одна из главных — тяжёлые условия труда.

Всё чаще водители меняют работу, предпочитая вакансии, не связанные с вахтовым методом — об этом пишет «Секрет Фирмы», ссылаясь на представителей логистической отрасли.

Ева Климентенко («Скиф-Карго») рассказала журналистам, что за первые 8 месяцев текущего года спрос на водителей вырос более чем на 60%. За последние три месяца компании удалось нанять лишь троих водителей — а раньше найти троих дальнобойщиков можно было за неделю.

Ирина Пак (NC Logistic) оценивает общую нехватку водителей по отрасли в 30%. Она отмечает, что профессия дальнобойщика трудна и подразумевает ответственность за груз, машину и соблюдение сроков доставки. Вкупе с вахтовым методом, эти минусы заставляют многих сотрудников выбирать малотоннажные перевозки на небольшие расстояния: «зарплаты там сопоставимые, а условия полегче».

Ева Климентенко отмечает, что водители мало- и среднетоннажных грузовиков (категории В и С) стали массово переходить на работу в такси.

Николай Кодолов, председатель московского профсоюза таксистов «Добро», рассказывает, что миграция происходит «в обе стороны»: например, в 2019-2021 годах многие таксисты уходили в грузоперевозки, но в последние годы зарплаты водителей такси начали расти, и часть ушедших водителей вернулась обратно.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, рассказал журналистам, что водители грузовиков уходят и в другие сферы — «иногда даже в доставку на самокатах». Нехватка дальнобойщиков усугубляется из-за действий работодателей из других отраслей экономики: например, из-за ограничений на работу мигрантов, которые, по словам Антона Шапарина, лоббируют строительные компании.

Водители, как пишет «Секрет Фирмы», извлекают из сложившейся ситуации выгоду. Нехватка персонала велика и в грузоперевозках, и в такси: в обеих сферах зарплаты растут. Таксисты, по оценкам собеседников издания, в Москве могут получать до 200-250 тысяч рублей в месяц. В провинции зарплаты ощутимо ниже, но всё равно выше средних (50-70 тысяч рублей). В грузоперевозках, отмечает Николай Кодолов, получать более 200 тысяч рублей могут лишь те, кто владеет собственным транспортом.

В «Скиф-Карго» журналистам рассказали, что уже снизили требования к соискателям. В компании принимают водителей с небольшим стажем, проводят дополнительное обучение.

— Чтобы кардинально изменить ситуацию, нужно, конечно же, поднимать зарплату. И быть если не выше рынка, то в рынке точно. Удерживают сейчас водителей ещё и соцпакетом, ДМС, корпоративными ценностями, комфортными и новыми автомобилями. Ещё несколько лет назад сложно было представить, что водители грузового транспорта станут одними из самых востребованных специалистов на рынке и их начнут перекупать. Но теперь компаниям придётся соответствовать новым реалиям, — рассказывает Ева Климентенко (цитата по «Секрет Фирмы»).

Ирина Пак уверена, что для водителей нужно использовать те же методы мотивации, что и для офисных сотрудников. Пока такая практика распространена не повсеместно, но постепенно всё больше транспортных компаний берут её на вооружение.

Расходы на ФОТ сказываются на стоимости грузоперевозок. Ирина Пак отмечает, что в декабре прошлого года ставки на перевозки подскочили на 40%. Заказчики сделали выводы из этой ситуации и в 2024 году зафрахтовали машины до января, чтобы оплатить перевозки по текущим ставкам.

* * *

В марте этого года водитель-дальнобойщик объяснил журналистам «Московского Комсомольца», почему его коллеги уходят из магистральных перевозок. По словам водителя, сегодня во многих регионах России появились вакансии с сопоставимыми зарплатами, не предполагающие дальних поездок.

— Условия <в магистральных перевозках> не то чтобы прямо тяжелые, но не выдающиеся. Стоянки вдоль федеральных трасс появились, с гостиницами вопрос только в расходах, хочешь ты сэкономить и привезти больше денег домой или нет. Конечно, хочешь, и, конечно, экономишь. Но главное в другом: то, что тебя нет дома, в семье иногда неделями, не всегда окупается. Когда ты каждый день ночуешь дома, ты можешь позволить и содержать хороший огород, и скотину, да и жена и дети тебя видят постоянно, — рассказал репортёрам водитель.