В 2023 году на российском рынке труда наметились тревожные тенденции: рост дефицита кадров и обострение битвы за «синих воротничков».
О ситуации на рынке труда в автоперевозках рассказывает Екатерина Кирилина, директор по персоналу транспортной компании Delko.
Если раньше в фокусе внимания транспортных компаний был именно транспорт (расширение автопарка, эффективная эксплуатация, топливо, пробеги и т.д.), то теперь главным ресурсом стал водитель.
Все поняли, что даже в текущих экономических реалиях не так сложно купить 50 или 500 новых машин, а вот создать условия, чтобы этот транспорт не простаивал, – это задачка со звездочкой.
Что происходит?
Сфера транспорта и логистики входит в топ-5 профобластей с высоким спросом на специалистов. По данным hh.ru, в апреле 2024 года число вакансий в отрасли увеличилось на 36% по сравнению с апрелем 2023 года, а количество резюме соискателей сократилось на 3%. Согласно аналитике сервиса Авито, за год конкуренция за соискателя выросла на 10%.
Такая ситуация сложилась под влиянием сразу нескольких факторов. Свою роль сыграли последствия демографического кризиса 1990-х и пандемии 2020-2021 годов, а затем – отток кадров из отрасли в связи со спецоперацией и кардинальное изменение логистических маршрутов из-за санкций, приведшее к активизации грузоперевозок внутри страны.
Средний возраст водителей-экспедиторов в стране уже превышает 50 лет. Для молодежи профессия малопривлекательна. Не все готовы к высокой интенсивности труда, ответственности и жизни на колесах.
Еще одно слабое звено – отставшая от времени система подготовки водительских кадров. На категорию СЕ готовят лишь 15% действующих автошкол. При этом большинство из них обучают практическому вождению на устаревших автомобилях. Ученики не получают навыков вождения тягача с прицепом и безопасного вождения в экстремальных ситуациях. Их не обучают профессии экспедитора и не гарантируют трудоустройство. Все это также не способствует привлечению молодых кадров.
Как правило, не хватает также кандидатов рабочих специальностей, обеспечивающих работу транспорта. Парк европейских транспортных средств стареет, обслуживание пришедших им на замену китайских тягачей требует новых знаний и квалификации. Поэтому ребята, понимающие, что у «китайца» под капотом, на вес золота. По нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет дефицит механиков, слесарей, электриков, знающих тонкости азиатских машин, будет составлять 25% процентов и выше.
В настоящее время на одного кандидата приходится 5-6 работодателей, которые вынуждены конкурировать между собой, пересматривать политику найма и удержания персонала, предлагать все более привлекательные условия.
Учим сами
Delko в этой «битве» за кадры во многом находится в более выигрышной ситуации, поскольку является крупным игроком транспортного рынка. Это позволяет оперативно индексировать заработные платы согласно изменениям рынка, а также инвестировать в обучение водителей с недостаточным опытом вождения по категории Е, чтобы иметь достойную «скамейку запасных». «Окно» для приема таких кандидатов открывается дважды в год: летом и, чуть реже, зимой. Осеннее межсезонье, распутица или гололед являются неблагоприятным периодом в связи с ухудшением состояния дорог. Но это не догма. Если кандидат очень хочет попасть именно к нам, мы можем сделать исключение, но во время стажировки еще более пристальное внимание уделим урокам безопасного вождения.
В среднем на долю новичков приходится порядка 15% нашего штата. Помня про вопросы безопасности и стандарты сервиса, мы внимательно отбираем кандидатов и не идем на рискованные компромиссы.
Кроме того, мы предоставляем всем водителям компании возможность усовершенствовать свои навыки управления современной большегрузной техникой через дополнительное обучение. Для получения более качественных и персонифицированных результатов совмещаем онлайн- и оффлайн-форматы. Такой подход позволяет динамично реагировать на кадровые запросы и оперативно закрывать имеющиеся вакансии, не уповая исключительно на привлечение новых сотрудников.
Три фактора, которые привлекают водителей
Подбор водителей — процесс перманентный и не быстрый. Он связан не только с текучестью кадров, но и с развитием новых проектов, требующих привлечения дополнительных ресурсов.
В среднем на поиск и трудоустройство водителей уходит 20-25 дней, из которых большую часть времени занимает прохождение медосмотра и необходимая отработка у предыдущего работодателя. Само же решение о найме, как правило, принимается максимально быстро, в течение 1-2 дней.
Основные каналы привлечения кандидатов – рекомендации коллег и сервис Авито.
Главным определяющим фактором для кандидатов при принятии решения о трудоустройстве в компанию является размер и справедливость дохода. На втором месте – удобство графиков и маршрутов. На третьем – гарантированные пробеги и стабильная загрузка.
Мы уделяем большое внимание не только этим факторам, но и идем гораздо дальше. В компании активно работает программа дополнительной мотивации, которая охватывает как самих сотрудников, так и их семьи. И мы можем точно сказать, что люди это ценят.
Не только зарплата
Нам важно поддерживать вовлеченность водителей, быть с ними в открытом диалоге и поощрять их преданность нашей команде. В том числе этому очень помогает проект, в рамках которого уже три года топ-менеджеры компании регулярно выезжают в рейсы вместе с водителями. «В полях» они могут лично оценить условия и характер работы, узнать из первых уст о проблемах, с которыми сталкиваются водители в пути. Как показала практика, это сильно сокращает дистанцию между руководством и работниками, помогает наладить доверительные отношения и, главное, видя ситуацию изнутри, оперативно принимать меры для решения конкретных проблем.
В 2023 году было выполнено 16 таких совместных рейсов. По их результатам были приняты решения по совершенствованию системы мотивации водителей, а также серьезному обновлению автопарка: в 2024 году планируется увеличить автопарк на треть.
Благодаря всем этим мерам текучесть водительских кадров в компании за прошлый год сократилась на 15%, а средний возраст наших водителей значительно ниже, чем в целом по стране, – 35-45 лет.
Что делать?
Вместе с тем хотелось бы отметить, что, несмотря на все усилия, которые предпринимают работодатели по привлечению и, главное, удержанию персонала, проблема острого дефицита кадров в транспортно-логистической отрасли должна решаться комплексными мерами на уровне государства.
На наш взгляд, необходимо начинать с элементарных бытовых вопросов. Может ли водитель-экспедитор прожить на суточные, норма которых не так давно была урезана? Это очень сложно.
Можно ли привлекать в профессию больше женщин? Да, и у нас в компании есть автоледи. Но есть ли в стране необходимая дорожная инфраструктура, чтобы они чувствовали себя в дороге комфортно? Речь идет о возможности безопасного ночлега в рейсе, наличии чистого душа, прачечной, туалетов и т.д. В большинстве регионов России эта сфера пока не развита вовсе или развита недостаточно.
Можно ли восполнить дефицит, принимая на работу иностранцев? Вряд ли это стоит рассматривать как панацею, но в определенной степени такая мера сгладит остроту проблемы, и такие примеры уже есть. Однако пока мы находимся на стадии «утаптывания снега»: робкими шагами, методом проб и ошибок проходим сквозь административные барьеры, чтобы в будущем сделать процесс работы с иностранными водителями безопасным, прозрачным и системным. Например, недавно наш кандидат прошел целый квест, чтобы через Госуслуги зарегистрировать корпоративную сим-карту. А именно из таких мелочей формируется общее преставление кандидатов о доступности работы в качестве водителя-экспедитора. Тем не менее мы не планируем останавливаться и совместно с коллегами решаем поставленные задачи.
Также нужно трезво оценивать сегодняшние реалии. И если средний возраст дальнобойщиков превышает 50 лет, а омоложение кадров в ближайшее время маловероятно, необходимо повышенное внимание уделять удержанию и созданию комфортных условий труда для возрастного персонала, предлагать им дополнительные социальные гарантии и программы поддержки здоровья.
Таким образом, исходя из текущих тенденций, ожидать, что до 2035-2040 года кандидатов на рынке станет больше, не приходится. 10-15 лет – это значимый срок, а для некоторых компаний целая жизнь. Успешны будут лишь те, кто перестанет надеяться на чудо и научится жить и принимать решения в новой реальности.