Авторы блога Dalnoboi.pro опубликовали очередной видеоролик. Новое видео посвящено весенним ограничениям: водитель грузовика рассказывает, с какими трудностями сталкиваются перевозчики, грузоотправители и грузополучатели из-за сезонной просушки дорог.
— Весенние ограничения или «просушка дорог» — такой же пережиток прошлого, как «путёвка», предрейсовый медосмотр и штамп механика. Проводятся они почти на всей территории России за исключением федеральных дорог и небольшого числа регионов.
От этой традиции упорно не хотят отказываться, хотя ущерб от раздробления экономического пространства страны, которым по факту являются эти ограничения, очевиден. Ведь дороги — кровеносная система государства! Это всё равно что в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий запрещать людям ходить на работу, чтобы ботинки не портились от воды...
Весенние ограничения вводятся на основании Федерального закона N 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...».Действительно, этот закон позволяет вводить временные ограничения движения «в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения». Но такие перекрытия дорог должны вводиться как исключение, как чрезвычайное происшествие, как форс-мажор, но не как правило!
Как должно быть: есть некая региональная дорога, по которой обычно совершенно спокойно ездят тяжёлые грузовики, перевозя народно-хозяйственные грузы. И эта дорога является в том числе и подъездом к некому предприятию.
Допустим, обнаруживается, что эта дорога действительно вот-вот «поплывёт». Что должны сделать власти: тут же схватиться за голову, создать комиссию для изыскания средств для ремонта и для наказания виновных. А чтобы дорога совсем не разрушилась, согласно закону, нужно ограничить проезд по этой дороге. При этом, опять же согласно закону, для транзитного транспорта должен быть организован объезд, а для транспорта, едущего на предприятие, разрешён проезд с соблюдением мер предосторожности, и разумеется без каких-либо платных пропусков!
А как происходит на самом деле? Практически по всей стране (за небольшими исключениями) просто выносятся приказы, ставятся знаки, а то и будки с палками, и огромное количество региональных и межмуниципальных дорог просто тупо перекрывается для грузовиков — и всё. Разумеется, никакие объезды не предусматриваются, и интересы предприятий не учитываются.
При этом грузовики, попадающие под исключения (с пищевыми продуктами, ГСМ, удобрениями, почтой, там ещё с чем-то), — эти грузовики, как оказывается, данные дороги не разрушают и вред им не причиняют. И безопасность движения, в целях обеспечения которой согласно закону эти ограничения вводятся, от попавших под исключения грузовиков почему-то не страдает, хотя это точно такие же тяжёлые грузовики.
Ну ладно, пускай ограничивают — в конце концов, это больше проблемы местных грузополучателей/отправителей, у которых из-за перебоев с доставкой может страдать производственный процесс (по причине чего, кстати, они заплатят меньше в бюджет своего региона, который их же и ограничивает).
А в чём состоят проблемы для перевозчиков?
Первая проблема — в планировании. Даже не в долгосрочном, а в планировании конкретного рейса.
Каждый регион или муниципалитет вводит свои весенние ограничения своими местными приказами. Да, сейчас некоторые перевозочные порталы, например тот же АТИ, собирают такую информацию в единый список, где можно найти ссылки практически на все местные приказы. Но какой же в регионах разнобой! На одной дороге на одиночную ось 6 тонн, на другой 5, на третьей вообще 4; есть и такие, где ограничения не только по нагрузке на оси, но и по общей массе. Далее: в одном регионе международным перевозчикам можно ехать, в другом нельзя; в одном регионе ограничения начинаются в марте, в другом в апреле, в третьем в мае... Как тут можно что-то планировать?
Вторая проблема — высокие риски нарваться на огромные штрафы.
Напоминаю, что по российским законам тяжеловесное транспортное средство — это не только транспортное средство, масса которого или нагрузка на ось превышают установленные в ППГ, в Правилах Перевозки Грузов, но и транспортное средство, масса которого или нагрузка на ось превышают установленные решением о временном ограничении движения. То есть статья за движение по дороге с весенними ограничениями с превышением установленных для неё значений — всё та же печально известная 12.21.1, штраф по которой может достигать 400 000 (четырёхсот тысяч) рублей.
Кстати, в данном случае под эту статью могут попадать не только тяжёлые автопоезда, но и ГАЗоны и другие одиночные грузовики.
И даже если груз попадает под исключения, можно получить штраф с автоматической рамки — ведь она не видит, что у вас в кузове продукты или лекарства. Да, такой штраф можно отменить, но ведь для этого придётся потратить много времени и нервов.
Или ещё вариант лишиться денег. Даже когда груз попадает под исключения, или имеется разрешение, можно получить штраф за движение уже после выгрузки — когда грузовик пустой — ведь тогда он уже не перевозит груз, попадающий под исключения, а если на дороге ограничение, допустим в 4 тонны на ось, может пробить переднюю ось.
Поэтому даже если иметь официальное разрешение, чтобы груз привезти, нужно внимательно изучить маршрут, и если необходимо, требовать у грузополучателя оплату разрешения ещё и на выезд оттуда.
Ну и третья проблема — коррупция и «дармовозы». Все знают, что если очень надо, можно проехать и безо всяких разрешений. Весенние ограничения для грузовиков — одно из самых коррупционноёмких мероприятий. От весовых и будок с палками традиционно кормится множество различных, так скажем, госслужащих. И есть перевозчики, которые прекрасно знают, что будут преодолевать эти самые весенние ограничения за взятки, готовые рисковать, причём серьёзно рисковать за то, чтобы ухватить ещё один рейс.
Дальнейшее продолжение ежегодных весенних ограничений будет приводить к тому, что всё больше складов и предприятий будут выносить ближе к федеральным трассам, которые уже несколько лет «на просушку» не закрывают. Но выиграют ли от этого населённые пункты, дороги к которым так старательно оберегают от грузовиков? Не выгоднее ли капитально отремонтировать эти дороги для использования в любых «природно-климатических условиях» и развивать производства на местах? Ведь жизнь движется там, где есть дороги.
позиция автора может не совпадать с точкой зрения редакции