Работая «от колеса», дальнобойщики получают довольно высокие зарплаты. Но сталкиваясь с жизненными трудностями — например, хроническими заболеваниями, которыми чревата их работа — они часто не могут рассчитывать на поддержку и остаются с проблемами один на один.
Мы продолжаем следить за перипетиями бизнеса предпринимателя из Казани, владельца небольшой транспортно-экспедиционной компании Константина. Очередной выпуск его видеоблога посвящен проблемам водителей. Система мотивации дальнобойщиков устроена таким образом, что взять оплачиваемый больничный большинство дальнобойщиков не может. Посмотреть видео полностью можно по ссылке.
* * *
— Наш Freightliner, «Баклажан», встал на долгий ремонт. Отрыгивала турбина, мы попытались найти дешёвую, нашли… и лучше бы не ставили! 15 тысяч рублей выкинули на помойку. Треснула и начала разваливаться средняя часть выпускного коллектора. Машина в рейсе, она дымит, водитель Володя всем этим дышит. Я психанул, заказал оригинальную турбину за 96 тысяч и часть коллектора за 60 тысяч рублей.
Володя привязан к этому Freightliner’у. Мы договорились, что после 600 тысяч километров он забирает машину себе. Он сам её ремонтирует, ждёт запчасти, что-то крутит и подваривает. Привязался к машине!
Вскрываем турбину: патрубок после интеркулера тоже надорван, оригинал не найти, находим какой-то на разборке в Саратове, заказываем, ждём…
Мне звонит Володя:
— Я сейчас не могу говорить, давай через два часа созвонимся?
Володя весёлым голосом отвечает:
— Через два часа я буду на операционном столе!
Аппендицит. Кладут в больницу, машина стоит. Она выкуплена, не в лизинге и не в кредите, единственное — платить за стоянку. После операции Володя отлёживается, через неделю его выписывают, снимают швы…
Меня допёрла эта ситуация. Всё сделано таким образом, что водители привязаны к своей работе от и до. Машина и работа вытягивают их здоровье до последнего момента. А когда попадаешь на операционный стол, сразу становишься ненужным.
Лизинги! Кредиты! Машина не должна стоять! Коммерческая деятельность должна приносить прибыль! А ты не нужен, иди домой.
Сегодня у Володи попала в больницу супруга. И теперь человек должен ездить в больницу, покупать лекарства, заниматься машиной, и непонятно, когда он встанет в строй. И всё это на общественных началах, потому что сама структура такова, что зарплату ты получаешь «от колеса»! И я хочу задать вопрос: а чем отличается тот же офисный сотрудник, который сидит за компьютером, получает окладную часть, проценты, бонусы и премии от водителя? Почему в случае болезни работодатель разводит руками и говорит водителю: «У тебя суточные, рублекилометр, заболел — твои вопросы и проблемы»?
Дальнобойщикам часто говорят, что зарплаты у них большие, что им доплачивают за вредность и тяжёлые условия труда. Многие соглашаются на такие условия, чтобы заработать. Но это нивелируется тем, что после сорока организм начинает сдавать. Ты становишься ненужным, и больничный тебе никто оплачивать не хочет.
Я перечислил Володе пятёрку. Это, конечно, мало. Я не буду оправдывать другие компании, я и себя-то не могу оправдать. Мы продаём Газоны, покупаем КАМАЗы, я каждый день сижу и считаю кассовые разрывы. Думаю, отправить водителю документы с Иркутска или сам привезёт? Сравниваю приход и расход: не ошибиться бы, потому что по экспедиции, по оплатам перевозчикам любая ошибка может сыграть громадную роль. В моей ситуации Freightliner не кредитный, денег не сосёт, но я всё равно не могу привести его к такому состоянию, чтобы он приносил определённую дельту, которой можно распоряжаться.
В августе у меня заболел другой водитель. Позвонил из Красноярска: сопли, кашель, температура. Мы планировали вести его обратно «перебежками», чтобы поднять рублекилометр. К счастью, нашли прямую обратку, домашний переезд. Он выгрузился и окончательно слёг. Сказал, что к середине недели постарается поправиться, чтобы заняться машиной.
Я руководитель транспортно-экспедиционной компании. Летом я сообщил водителям, что мы покупаем КАМАЗы, берём их в лизинг: небольшой перерасход — и улетим в минус. Водители вместо отдыха должны утеплять свою кабину. Кто-то скажет: «Конечно должны, они же там живут 25 дней в месяц!».
Но я считаю, что это моя недоработка. Я не могу себе позволить сделать полную изоляцию, чтобы этим не занимался водитель…
Месяца полтора назад позвонил третий водитель: геморрой. Консервативное лечение не помогает, надо ложиться на операцию. Зарплату, которую он должен был потратить на свои нужды, отнёс в частную клинику…
Если работаешь водителем, грузоперевозки дают тебе деньги в долг. Пока ты молодой, горячий, спина не ноет, можно ездить в белых носках. Но рано или поздно организм потребует своё — за сидячий образ жизни и неправильное питание.
А молодёжь не готова разменивать здоровье на деньги, отказываться от комфорта. На собеседование приходят соискатели от сорока лет и выше.
Я нахожусь на конкурентном рынке. Если я начну увеличивать компенсации водителям, одной транспортной компанией в Казани станет меньше — наше место займут другие.
Сегодня мы пришли к тому, что машина может каждый месяц простаивать неделю. Водитель работает 24-25 дней и ещё семь дней отдыхает. Но это околонулевая окупаемость…
Ещё один момент: у водителей сегодня нет карьерной лестницы. В моём понимании сначала ты работаешь водителем, а потом покупаешь свой транспорт. Не хочу обидеть газелистов, «Газель» — отличный автомобиль, но всё же профессия дальнобойщика ассоциируется у меня с комфортной работой, комфортной жизнью. Или ответвление: можешь организовать свой сервис, свою мастерскую. Если ты дальнобойщик, надо из кожи вон лезть, чтобы купить свою машину, и лишь ближе к 50 годам у тебя окажется инструмент для заработка.
А если не получится… меняй профессию, уходи в другую сферу! Да, работая дальнобойщиком ты вырастишь детей и поможешь им с внуками. Но каждую заработанную копейку годам к 50-60 дальнобой у тебя заберёт.