← Дзен

Санкции ЕС — стимул развития международной системы тахографии ЕАЭС

фото: teltonika-gps.com

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль рассказывает о перспективной системе тахографии, которая может решить проблемы перевозчиков из России и других стран.

Большинство грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны и автобусов, за исключением осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, перемещающихся по дорогам общего пользования в России, должны оснащаться тахографами. Эти устройства обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости, о времени управления транспортными средствами, о режиме труда и отдыха водителей. Благодаря фиксации обозначенных параметров обеспечиваются конкурентные условия ведения бизнеса, улучшаются условия труда и безопасность дорожного движения. В настоящее время оснащению тахографами подлежат транспортные средства, находящиеся как в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в собственности физических лиц.

На сегодняшний день возможна эксплуатация двух видов тахографов: для внутренних перевозок — так называемый «тахограф СКЗИ» и контрольное устройство (тахограф), если транспортное средство включено в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок — так называемый «тахограф ЕСТР».

Технические требования к первым содержатся в Приказе Минтранса №440, а ко вторым — в «Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). Фактически тахографы и контрольные устройства — очень близкие друг к другу устройства, обычно называемые тахографами без разделения на область применения. Но есть и отличия. Для «тахографов СКЗИ» компетентными органами в России выдается национальный сертификат криптографических ключей. Для «тахографов ЕСТР» сертификат криптографических ключей выдается уполномоченным органом Европейского Союза, расположенным в Италии. В российских тахографах вся ответственность за настройки и эксплуатацию лежит на перевозчике, в ЕСТР — справедливо распределяется между перевозчиком и тахографической мастерской. Карты водителя, предприятия, мастерской и контролера от «тахографов СКЗИ» не подходят для «тахографов ЕСТР» и наоборот.

Договаривающимися сторонами ЕСТР является 51 страна. 27 из этих стран входят в ЕС. Внутри Европейского Союза действует своя система тахографии с более строгими и современными требованиями, предъявляемыми, как к тахографам, так и к соблюдению правил по времени вождения и отдыха водителей. С 21 августа 2023 года обязательными для всей Европы стали уже смарт-тахографы второго поколения (G2V2). С технической стороны ЕСТР — фактически «младший брат» Постановления 165/2014 ЕС (ранее Постановления 3821/85). В Соглашении есть прямые ссылки на этот документ, а договориться о замене их на требования в ЕСТР не удаётся несколько лет, поэтому у стран, которые не входят в ЕС, возникает ряд сложностей при работе с «тахографами ЕСТР».

Санкции, наложенные ЕС в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, вторичные санкции в отношении третьих государств, сотрудничающих с Россией, отказ Европейской Комиссии Европейского Союза в выдаче сертификатов криптографических ключей Договаривающимся сторонам ЕСТР, не являющимся членами Европейского Союза, необходимых для выпуска карт тахографа, прекращение поставок в Россию микросхем для карт тахографов, бортовых устройств тахографов и датчиков движения стимулируют создание альтернативной, независимой от ЕС системы тахографии для контроля деятельности водителей.

Национальная ассоциация предприятий автомобильного транспорта (НАПТА) вышла с предложением к Минтрансу России о создании международной системы тахографии для стран ЕАЭС и стран, не входящих в ЕС, которая сможет решить возникшие проблемы. Предложение было поддержано Ассоциацией транспортных экспертов и специалистов (АТЭС)

На завершившейся выставке КомТранс член ассоциации НАПТА — производитель карт тахографа ЕСТР в России, продемонстрировал действующий макет, состоящий из дуальных (двухсистемных) карт водителя и тахографа ЕАЭС, в который входят бортовое устройство и датчик движения, разработанные в Российской Федерации.

Отличительной чертой тахографов ЕАЭС является обратная совместимость с тахографами ЕСТР.


Карта водителя системы тахографии ЕАЭС разработана в России, является дуальной картой, технически соответствует требованиям ЕСТР, т.е. карты одинаково принимаются как тахографами ЕСТР, так и тахографами ЕАЭС. Данные, записанные в карту водителя, достоверно воспринимаются тахографами ЕСТР и тахографами ЕАЭС.

Международная система тахографии ЕАЭС обеспечивает выполнение большинства технических требований к тахографам ЕСТР. Таким образом достигается выполнение всех требований к картам тахографа и тахографам (контрольным устройствам), предъявляемых в ЕСТР, при этом обеспечивается достоверный контроль деятельности водителей при осуществлении международных перевозок в страны ЕАЭС, несмотря на санкции, чинимые Европейским Союзом.

На сегодняшний день исследовательский центр ЕС не выдал ключи уже таким странам ЕСТР, как Казахстан, Турция, Таджикистан, Армения, потому что они сотрудничают с Россией и Белоруссией. Выполнение ЕСТР не имеет никакого отношения к двойным технологиям, тем не менее структуры ЕС позволяют себе нарушения в действии абсолютно гражданского европейского Соглашения (ЕСТР). Эти действия европейских чиновников подтверждают правильность движения в направлении создания самостоятельной системы ЕАЭС, независимой от законодательства и лабораторий ЕС.

Система тахографии ЕАЭС сможет обеспечить независимость и паритет с тахографией ЕС, а также бесперебойность международных перевозок на пространстве ЕАЭС и других стран ЕСТР. Очевидное преимущество для перевозчика — при изменении направлении деятельности тахограф менять не придется. Принципиальное решение о создании современной работающей системы остается за властями.

Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов