Разница между зарплатами водителя, работающего в крупном городе и дальнобойщика, составляет несколько десятков тысяч рублей. Достаточно ли этих денег, чтобы компенсировать неудобства, связанные с вахтовым методом работы?
Почему не хватает дальнобойщиков? Сколько должен получать водитель большегруза? Куда делся престиж профессии? На эти вопросы попытался ответить Иван Сидоченков — водитель большегруза и автор YouTube-канала SIDDES ГРУЗОВЫЕ НОВОСТИ.
В одном из последних видеороликов водитель решил провести небольшое исследование и понять, каким видится рынок труда соискателю с небольшим опытом. Он изучил вакансии, размещённые на крупном рекрутинговом портале, и позвонил по трём объявлениям.
В крупной торговой сети водителю предложили работу на среднетоннажнике (категория С) по городу: развозку продуктов из распределительного центра по магазинам. Условия труда: 12-часовой рабочий день, график 4/4, 5/5 или 6/6, зарплата — до 119-120 тысяч рублей чистыми при 20 рабочих сменах в месяц. По словам кадровика, многие сотрудники берут дополнительные смены и получают больше (до 150 тысяч). В обязанности сотрудника входит выкатывание паллет на гидроборт, для учёта товаров выдаётся планшет. В ремонтных работах водитель не участвует, мыть машину не нужно.
Водителю рассказали, что возможно бесплатное переобучение на категорию Е при условии, что окончив учёбу он какое-то время продолжит работать в компании.
В транспортной компании федерального уровня водителю предложили работу дальнобойщика на межгороде (категория Е) и зарплату от 145 тысяч рублей при пробеге 15 000 километров в месяц. Предусмотрены надбавки за экономию топлива, стаж, проведение дополнительных работ (растентовка, перепалетирование). График работы вахтовый: 30/30 или 40/20. В автопарке европейские тягачи, для сотрудников с категорией С также предусмотрено бесплатное обучение. Ремонтом водители не занимаются.
Индивидуальный предприниматель, владелец шести тягачей также предлагает работу на фуре. За километр платит 9 рублей (в том числе и за порожний пробег), за дополнительные работы также предусмотрены надбавки. При пробеге в 15 000 километров за месяц водитель получит не менее 135 тысяч рублей. Машины российские, а бесплатного обучения нет, но график более гибкий: можно самостоятельно выбрать не только продолжительность вахты, но и плечо (до 1000 километров или работа по всей стране). Работодатель просит водителей выполнить какие-то несложные работы (например, заменить колесо) только в безвыходных ситуациях.
Иван Сидоченков отмечает, что разница между зарплатами при работе по городу и на межгороде составляет около 30 тысяч рублей.
— Сравнивая эти вакансии, новичок подумает: «Зачем ехать в какие-то горы, в Сочи, в Архангельск, в Сибирь на перевалы? А если колесо взорвётся? В городе мне кто-то поможет, а на трассе? Ничего непонятно, страшно, и всего на 30 тысяч больше! Я лучше как-нибудь тут подработаю за эти 30 тысяч», — размышляет водитель.
При этом, как отмечает блогер, заработать 100-110 тысяч рублей можно и на других работах, не требующих специальной подготовки, например водителем-курьером или кладовщиком. Где-то работать придётся много, где-то зарплата может оказаться чуть меньше, но все эти недостатки перекрывает значимое преимущество: сотрудник может ночевать дома, проводить выходные с родными и близкими.
Иван Сидоченков приходит к выводу: главная причина нехватки дальнобойщиков — маленькие зарплаты, а самое простое решение проблемы — их увеличение. У работы на межгороде особая специфика, и текущей разницы в зарплатах (автор канала приблизительно оценил её в 30 тысяч рублей) для многих соискателей не хватает, чтобы компенсировать минусы вахтовой работы.
Куда делся престиж профессии?
В последнее время многие представители отрасли и независимые эксперты говорили о снизившемся престиже профессии как об одной из главных причин нехватки дальнобойщиков. Коснулся этой темы и Иван Сидоченков.
— Престижа в профессии дальнобойщика нет уже давно. На мой взгляд, престиж складывается из трёх факторов: высокой зарплаты, достойных условий труда и сложности профессии, как физической, так и интеллектуальной. Престижная работа подразумевает, что выполнять её может не каждый.
Раньше шофёр должен был уметь не только крутить баранку, но и обслуживать машину, чинить её, разбираться в устройстве. От водителя требовались знания, готовность к физическому труду. Шофёры ездили в рубашках, у них даже фуражки специальные были! Так складывался образ человека, который умеет делать то, что многие не умеют.
Мы утратили престиж профессии как минимум из-за того, что машины сейчас комфортные. Автомат, кондиционер, едешь в белых носочках… Ворота открыл, задом сдал и сидишь. Работа дальнобойщика превратилась в обычную, простецкую работу, с которой справится чуть ли не каждый.
Но при этом я свою работу люблю и хочу дальше работать в этой сфере. Водителем ли, директором ли транспортной компании — оставлю свои мечты при себе! — но я хочу в этой сфере развиваться, мне это нравится.
Мнение героя публикации может не совпадать с позицией редакции