← Дзен

«Машины продашь и в долги залезешь»: как опасные грузы отправляют под видом обычных и что грозит перевозчикам

фото: www.chelny-ukc-asmap.ru

Предприниматель рассказал о неприятном инциденте, который мог завершиться для его компании огромным штрафом.

Руководитель транспортно-экспедиционной компании из Казани Константин попал в неприятную ситуацию — и рассказал о ней подписчикам своего блога. Посмотреть видео можно по ссылке, а мы публикуем текст и комментарии подписчиков, поделившихся с перевозчиков советом. 

* * *

— Как перевозчики, мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда догрузом нам пытаются загрузить опасные грузы, а на возражения отвечают: «Что такого, мы всегда так возим!». Иногда нам просто сбрасывают заявку, но не говорят, что груз опасный. Мы можем понять это на загрузке, но если всё аккуратно замотано стрейчем и не видно никаких опознавательных знаков (черепков и т.д.), можно случайно взять и перевезти опасный груз, рискуя очень многим.

Нам нужно было куда-то отправить Газон Next. Мы нашли груз, 5000 литров удобрения на паллетах, шесть тонн. Загрузка во вторник в Казани, выгрузка в Новосибирске в пятницу. Нашли «обратку» на субботу, всё по фэн-шую! И поехали. Ставку согласовали 120 тысяч рублей с НДС, 45 рублей за каждый пройденный километр. Вменяемая ставка.

В день выгрузки я позвонил водителю и узнал, что мы 2600 километров тащили груз третьего класса опасности.

Немного теории. У опасных грузов есть классы. Взрывчатые материалы, сжиженные газы, легковоспламеняющиеся материалы и так далее. Под определённые классы грузов машины нужно готовить по-разному. А ещё нужно получить спецзрарещение, свидетельство о допуске машины к перевозке таких грузов, свидетельство о подготовке водителя, паспорт безопасности груза…

Проще говоря: для этой перевозки нужна была подготовленная машина, подготовленный водитель — и совсем другая ставка, на 40-50% больше.

В ТН было написано, что груз класса опасности не имеет. Но если бы машину остановил сотрудник контролирующих органов и загуглил формуляр КЭ, который тоже был указан в накладной, то выяснил бы, что мы везём груз третьего класса опасности.

Что такое формуляр КЭ? Это пестицид группы гербициды, универсальный граминицид для защиты пшеницы и ярового ячменя. Для человека умеренно опасен, для пчёл малоопасен. Теперь я знаю, что такое формуляр КЭ!

В лучшем случае это статья КоАП 12.21.2 — нарушение правил перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства. От 2 до 2,5 тысяч рублей штрафа для водителя или лишение прав на 4-6 месяцев. Водитель может сказать, что лишать удостоверения его нельзя, ведь это его основной вид деятельности, а на иждивении жена, дети и бабушка с дедушкой. Если его остановят где-то в степи, где нет камер, он может отделаться штрафом или как-то решить этот вопрос… но если произойдёт ДТП, если груз окажется на асфальте и тем более, если будут пострадавшие — трындец! Штраф юрлицу — от 400 до 500 тысяч рублей. Причём могут оштрафовать и водителя, и юрлицо разом.

Для небольшой организации с одной-двумя машинами это смертоубийство. Машины продашь и ещё в долгах окажешься, ведь машины, как правило, в лизингах и кредитах.

Повёз бы я этот груз за 120 тысяч, если б знал, что он опасный? Конечно нет! Налюбили меня? Выходит, налюбили.

В середине рейса водитель написал мне, что зашумел генератор. В Челябинске нашли сервис: там приговорили подшипники, заднюю крышку и взяли 6100 рублей за ремонт. Этот генератор мы ремонтировали полгода назад в Омске, тогда я заплатил 12 000; поменяли всё и сказали, что ходить будет веками… Из-за ремонта мы пропустили субботнюю выгрузку. Договорились, что выгрузимся в понедельник без штрафных санкций. Разумеется, пропустили и следующую загрузку.

Когда мы узнали, что везли опасный груз, то позвонили заказчику и поругались. Спросили, почему нас не предупредили о том, что мы везём. Если бы мы довезли груз вовремя и без опозданий, я бы начал спорить, попросил бы поднять ставку. Но вышло так, как вышло.

Груз этот мы взяли от экспедитора. Пройдёмся по договору: чего там только не пишут!

Перевозка осуществляется по заявкам заказчика, который передаётся исполнителю <…> и содержит сведения о наименовании, общей массе и свойствах груза.

Со свойствами груза нас немного… обманули.

Заказчик обязан предоставить исполнителю полную, точную и достоверную информацию о свойствах подлежащего перевозке груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения исполнителем настоящего договора.

Исполнитель обязан подавать под погрузку ТС, удовлетворяющее требованиям действующего санитарного законодательства, быть пригодным для перевозки конкретных видов грузов…

Получается, что история началась с подписания бумаг, которые проигнорировал сам экспедитор. Хорошо, что всё закончилось как закончилось.

Как избежать таких ситуаций?

  • Во-первых, при заключении заявки смотреть, что за груз. Если это удобрения, краски или другие товары, которые вызывают сомнения, обязательно уточнить, не опасный ли это груз.

  • При загрузке тщательно осматривать товар, чтобы на нём не было черепушек. В ТН смотреть, что везёшь, гуглить, быть готовым выгружаться и качать права!

  • Можно рассказать о произошедшем на форуме ATI.SU. Правда, это не поможет аргументировать недополученную прибыль.

Машины у нас появились в 2017 году. Со временем я пришёл к тому, что сегодня мы не возим опасные грузы, ликвидные грузы, алкоголь, сигареты, бытовую технику. Если груз стоит дороже 5-10 миллионов, стараемся от него отказаться. Но по факту фото от водителя приходит мне только когда машина уже загружена. А стоимость груза ты видишь в лучшем случае в ТН — в худшем там будет только его наименование. И везёт водитель то ли 500 тысяч, то ли 50 миллионов.

Ты работаешь, стараешься минимизировать риски, и вдруг случается такая ситуация. И седой водитель сидит и представляет, как ходил бы без прав шесть месяцев. Что делать? Выводы!

Вот какие советы дали Константину подписчики его канала:

  • Пишите в договоре, что не перевозите ОГ и всю ответственность за неполное и недобросовестное описание груза, принимаемого к перевозке, с себя тоже снимайте.

  • По номеру ООН надо смотреть, что за опаска, а потом уже условия перевозки смотреть. И скажу, что даже на крупных предприятиях не знают как правильно заполнять ТТН.

  • Когда я понял, что меня <обманули>, я поставил условие, что я сейчас отгружаю груз на ответственное хранение, в соответствии с законодательством Российской Федерации сразу же пресекаю правонарушение. У вас тут же появляется огромный рычаг давления.

  • Перед погрузкой водитель должен осмотреть груз (нормально ли запаллечен, например), если нигде нет признаков (груз запаллечен непрозрачной пленкой, или бочки без признаков ADR, доки нормальные на вид, не от руки накладная на бланке, как вторсырье бывает), вешают пломбу — ну только на выгрузке узнаешь, налюбили тебя или нет. Случай был: по заявке вторсырье в мешках. Приехали — в двухлитровых бутылках из-под газировки в мешках залито х** пойми что. Накладная только от руки. Остановили погрузку, заказчик сознался, что груз опасный (2 класс), отказались.