Во многих странах мира профессия дальнобойщика считается одной из самых опасных. Дело не только в риске попасть в ДТП или получить травму, но и в сидячем образе жизни, большой продолжительности рабочих смен и постоянном стрессе.
Водитель грузовика и автор видеоблога Алексей Карев снимает видеоролики для новичков и рассказывает новоиспечённым дальнобойщикам осваивать азы профессии. Один из недавних видеороликов посвящен многочисленным факторам, которые могут навредить здоровью водителей.
* * *
— Все мы знаем, что дальнобой — очень опасная для здоровья профессия. Мне непонятно, почему она не входит в перечень профессий, представителям которых положен ранний выход на пенсию. Будь вы молодым парнем со здоровьем быка или человеком постарше, вам придётся задуматься о некоторых вещах, чтобы не получить серьёзные проблемы со здоровьем, работая водителем грузовика.
Перечислю факторы, которые влияют на здоровье водителей.
Первое и самое вредное, что есть в нашей профессии — недостаток качественного сна. Количество и качество сна будет зависеть от того, с каким прицепом вы работаете, на какую фирму работаете и какие грузы возите.
Что такое нормальный сон? Это сон только ночью (в тёмное время суток), продолжительностью не менее 8 часов подряд (чтобы вас никто не будил и не дёргал), в полной тишине и полной темноте.
В этом и заключается проблема: тишина есть не всегда и не везде. Если вы спите днём на паркинге, рядом будут шуметь машины. Если работаете на рефе, он постоянно будет тарахтеть. Многие говорят, что со временем привыкают к гудению рефа, но это не значит, что у них качественный сон. Даже если водитель перестаёт замечать звук, этот звук не перестаёт на него влиять.
Трудности с гигиеной. Чтобы соблюдать самую элементарную гигиену, придётся прикладывать большие усилия. Я не знаю других таких профессий: даже если человек работает на стройке или на свалке, вечером он приходит домой и принимает душ. А в дальнобое всё гораздо хуже. Принимать душ вы сможете не каждый день.
Есть крайности. Некоторые из наших коллег моются раз в месяц. Это армагеддон и самоубийство: рано или поздно у них возникнут кожные заболевания. Организм устроен так, что запущенные болячки провоцируют новые заболевания. С кожи это всё и начинается.
Если водитель моется через день, он счастливчик и ему повезло. Если не моется по три дня и более, это уже плохо.
Малоподвижный образ жизни. У тех, кто работает на сидячей работе — например, у офисных работников — чаще случаются тромбозы. Но офисным работникам легче, их рабочий день длится 8 часов. Рабочий день дальнобойщика длится 15 часов. Поэтому непременно надо заниматься физкультурой, делать зарядку и разгонять кровь по организму.
Неправильное питание. Работа у нас разъездная, удобной кухни нет, и часто многие водители питаются чем попало, как попало и когда попало. От этого может возникать куча проблем — от отравлений до геморроя.
При неправильном питании набирается лишний вес. Я пришел в эту профессию два года назад отнюдь не толстым человеком, а прошлой осенью начал упираться пузом в руль.
Стресс. Не буду пугать людей, дальнобой не самая страшная профессия. До этого я работал в авиации, бортпроводником, и та работа была более стрессовая, более ответственная, ежедневно приходилось работать с сотнями людей. Теперь в дальнобое я чувствую себя комфортно, но работа водителя всё равно не лишена стресса.
Обстановка на дороге бывает разной. Когда возникает опасная ситуация, водитель испытывает стресс. Стресс, длящийся слишком долго, вреден для организма: его нужно чем-то «перевешивать». В первую очередь — своей головой: нужно уметь не переживать, если какой-то дурак вас подрежет или если кто-то позвонит из офиса и скажет что-то неприятное. Я не раз слышал, что физические упражнения помогают справиться со стрессом, и сам замечал, что это действительно так.
Если у вас возникнет желание купить успокоительные, не спешите. В большинстве случаев эти средства не рекомендованы водителям. Внимательно прочтите аннотацию: если там указано, что препарат снижает внимание и скорость реакции, не употребляйте его.
Несвоевременное лечение. Если вы находитесь за рулём месяц, два или три, то, скорее всего, не сможете быстро обратиться к врачу, если что-то заболит. Не узнаете точный диагноз и, вполне вероятно, пропустите начальный этап болезни, когда вылечить её проще всего. А долечивать потом будет труднее.
Дальнобой — профессия, в которую не следовало бы приходить людям с хроническими заболеваниями, подразумевающими систематическое наблюдение у врача. К своему постоянному лечащему врачу вы попадать не сможете.
Травмы. Вероятность их получения велика, особенно если вы работаете на шторе, трале или автовозе и вам приходится постоянно лазать по прицепу, забираться наверх и спускаться.
Если загрузка с двух сторон, снимать придётся 72 доски. А они что-то весят, и верхние доски расположены на высоте четырёх метров. Стремянку тебе никто не даст, как ты туда залезешь никому не интересно, и если упадёшь — это будут только твои проблемы.
Ролик о том, как избежать травм и несчастных случаев, я снял несколько месяцев назад.
Вредные привычки. Учёные давно опровергли миф о том, что небольшие дозы алкоголя могут быть полезными. Есть куча исследований, которые говорят: любое количество алкоголя приносит вред.
Есть и другие вещи, влияющие на здоровье водителя. Например, шумы и вибрации. Любой врач назовёт их вредным фактором, но по сравнению с вышеперечисленными они играют далеко не самую главную роль.