← Дзен

«Наконец я занялся тем, чем всегда хотел». Перевозчик — о работе на себя, поиске грузов и повышении ставок

Житель Воронежской области Иван Сидоченков купил 30-летний грузовик и не прогадал: за два года машина несколько раз окупила себя и подарила владельцу бесценный опыт. Теперь Иван собирается расширять автопарк и делится впечатлениями от непростого, но результативного 2022 года.

Про Ивана Сидоченкова мы уже писали. Два года назад житель Воронежской области уволился из опостылевшего офиса, чтобы осуществить мечту детства: купить собственный грузовик. Денег было немного, и выбор смельчака пал на десятитонник Scania 93M 1992 года выпуска. Такой грузовик может принести владельцу немало хлопот, но Ивану повезло: ремонт обошёлся в сравнительно небольшую сумму, и с тех пор серьёзных проблем с машиной не возникало. 


Начав работать на себя, Иван осуществил ещё одну мечту: завёл собственный YouTube-канал. Недавно он подвёл итоги второго года работы на своей машине и рассказал подписчикам, что в 2022 году сумел существенно увеличить доход и повысить ставку за километр. Мы связались с перевозчиком и узнали, что помогает ему в непростом деле повышения рентабельности. 

Иван, здравствуйте! Каким для вас стал 2022 год? 

— В целом — на удивление хорошим. В начале года было затишье, никто не понимал, что будет дальше, но ситуация выправилась достаточно быстро. Этот год я закрыл хорошо, лучше, чем предыдущий.

Недавно вы рассказали, что за последний год существенно повысили ставку за километр. Каким образом?

— Это пришло с опытом. Первый год я работал не зная ставок, не понимая, как оценивать свой труд. Только со временем я понял, что дешёвые грузы нужно отсекать, что нужно находить грузы по хорошим ставкам, торговаться, выбивать лучшие условия.

Со временем приходит понимание, что иногда лучше совсем никуда не ехать и остаться дома — рано или поздно загрузка по нормальной ставке появится, и в итоге подождать и взять её будет выгоднее, чем работать за копейки. 

Часто ли приходится торговаться?

— Довольно часто. Важно, чтобы торг был обоснованным: к примеру, на определённом направлении мало машин, трудно найти обратные грузы. Когда объясняешь это диспетчеру или грузовладельцу, они охотнее соглашаются на уступки.

Аргументом может стать и затраченное время. Если поездку можно выполнить за полдня, это одно, а если ехать нужно далеко, где-то ночевать, долго ждать загрузку или выгрузку — можно просить больше.

Используете ли какие-то технические лайфхаки для поиска грузов?

— Нет, просто обновляю грузы. Работа у меня простая, радиус небольшой, кроме постоянных обновлений ничего не использую. Раньше пользовался подпиской на направления, было удобно: приходит уведомление — тут же его смотришь, хорошие грузы долго на Бирже не висят.

Но плохие грузы по низким ставкам тоже не стоит игнорировать. Если вижу, что груз висит долго и никто его не берёт, звоню и говорю: вы уже целый день уехать не можете, давайте поднимать ставку!

Так что рецепт простой: нужно обновлять грузы, постоянно мониторить их, писать, звонить и говорить заказчикам, что готов взять груз подороже.

Бытует мнение, что частнику сегодня практически невозможно работать без помощи диспетчеров или экспедиторов. Так ли это? 

— Работать напрямую с заказчиками может кто угодно, хоть самозанятый: говорю исключительно на своём примере. Мне рассказывали, что частников воспринимают несерьёзно, поначалу пугали этим. Но за два года я ни разу не столкнулся с плохим отношением, даже в самом начале, когда работал под чужим ИП. Никто мне не отказывал — ни огромные заводы, ни семьи, заказавшие домашний переезд.

К посредникам отношусь нормально и не понимаю коллег, которые их ругают. Мы же не ругаем «Пятёрочку» за то, что она перепродаёт молоко, купленное напрямую с завода?

Приближается весенняя просушка. Насколько сильно вам и другим перевозчикам мешают ограничения? 

— Первый год я наглел и не замечал никаких ограничений, проблем не было, мне повезло. На второй год стал относиться серьёзнее и отказывался от некоторых загрузок, потому что бо́льшая часть дорог действительно закрывалась на просушку. А потом я изучил вопрос глубже и выяснил, что в большинстве регионов действуют списки исключений. Под ограничения не попадают продукты, товары первой необходимости, корма для животных: как раз их я тогда активно и возил. И проблема отпала. 

Многие ли сегодня следуют вашему примеру и начинают своё дело в перевозках?

— Нет, я таких не встречал. Желающие есть: спрашивают совета, что делать, какую машину купить. Но чтобы дошло до дела… таких не помню. Те, кто недавно получил права, обычно идут работать к частникам. Условия у них хорошие, только вот дома практически не бываешь.


Как вы начали вести Youtube-канал? 

— Желание вести канал появилось давно, когда я о перевозках даже не задумывался. Но нельзя ведь вести канал просто так, нужно о чём-то рассказывать. С машиной появился повод наконец его завести. По натуре я творческий человек, мне нравится снимать и монтировать видео.

Начало работы в перевозках стало переломным моментом в моей жизни. Наконец я начал заниматься тем, чем всегда хотел! И тогда же я решил, что это отличный повод заняться ещё и съёмками видеоблога.

Вы уже два года работаете на десятитоннике. Не думаете обновлять автопарк?

— Фура рано или поздно будет, хочу её дополнительно к этой машине. Работы должно хватить. Если не получится содержать две машины, всё равно пересяду на фуру.

С одной стороны, большой разницы в ставках нет. С другой — возвращаться на фуре домой гораздо легче, потому что проще найти груз. Логистика заводов, крупных предприятий как правило заточена под 20-тонники. 

Что посоветуете тем, кто решил идти по вашим стопам и присматривается к недорогому б/у-грузовику?

— Если есть опыт управления грузовиком, если водитель уходит от «дяди», он и так знает, какую машину купить. А если человек впервые покупает старенькую машину, которую нужно обслуживать и ремонтировать — лучше бы ему найти родственника, соседа или хотя бы ближайшую грузовую стоянку, и идти на неё, знакомиться с мужиками, советоваться и покупать машину как у них. А потом вставать на эту же стоянку: мужики подскажут, где купить запчасти. Кто-то должен быть с тобой рядом: родственник, сосед или просто какой-то мужик, который ездит на такой же машине. И вместе с ними ты начнёшь работать, а вдвоём работать уже легче.

По работе ничего советовать не буду. Так или иначе, первые полгода-год вы будете ездить по низким ставкам и брать неудобные загрузки. За это время наступите на все грабли, а дальше пойдёте уже без шишек. Будет сложно, это неизбежно, и к этому нужно быть готовым.