← Дзен

Ориентиры на лобовом и отражения на рампе: дальнобойщик рассказал, как привыкнуть к габаритам фуры

фото: ru.sputnik.kg

Водитель большегруза — о полезных приспособлениях и профессиональных хитростях, которые помогают лучше чувствовать габариты автопоезда.

Дальнобойщик Алексей Карев поделился со своими подписчиками советами, которые помогут привыкнуть к габаритам фуры. Некоторые из них связаны с региональной спецификой: поработав в России, Алексей перебрался в Европу, где продолжил водить грузовики. Но даже с учётом зарубежных реалий опыт дальнобойщика может оказаться полезным как начинающим, так и опытным водителям. 

*   *   *

— Как привыкнуть к габаритам фуры? Этот вопрос наверняка волнует будущих дальнобойщиков. По крайней мере, меня он волновал больше всего — казалось, что это огромная, неуправляемая махина. Но спешу вас успокоить и заверить: есть специальные техники, которые помогут вам уже в первый день стажировки.

Начнём с боковых габаритов и выясним, как проезжать узкие места, ничего не задевая. Ширина фуры — 2,55 метра, если зеркала не сложены. Для контроля боковых габаритов используйте ориентиры на лобовом стекле. Расскажу про свой ориентир. Белая линия, которая отделяет обочину от дороги, проходит через левый верхний угол планшета.


Если я сяду иначе — откину спинку, подниму сидение — ориентир будет немного другой. В зависимости от вашей посадки в кресле, каждый раз находите себе на лобовом стекле новый ориентир: это может быть часть дворника или бокс по оплате дорог.

Как подогнать ориентир к белой черте? Первые несколько минут вы едете и периодически посматриваете в правое зеркало. Когда вы видите в зеркале, что машина идёт ровно вдоль белой линии, максимально близко к ней — переводите взгляд на лобовое стекло и смотрите, через какой предмет на нём проходит белая линия.

Запоминайте этот предмет. Теперь можно ехать и не стрелять глазами в зеркало без конца, только периодически поглядывать на ориентир и следить, чтобы белая линия совпадала с ним. Если поменяли посадку в кресле — проделываем эту процедуру по новой.

Так вы в первые 5-10 минут за рулём фуры уже немножечко натренируетесь чувствовать габариты. Тренироваться надо в самых лёгких условиях, например, на автобане. Когда начнётся сложный участок (например, с ремонтом дорог), вы будете к этому готовы.

Всё приходит с практикой. Когда я решил стать дальнобойщиком, я не умел ездить даже на легковой машине, с этим были проблемы. Я думал: может, мне просто не дано? Потом поездил, попрактиковался и понял, что всё приходит с тренировками.

При проезде шлагбаумов на платных дорогах старайтесь держать крайнее левое положение и ориентироваться на зеркала. В Европе перед шлагбаумами стоят столбики, задача которых — сложить вам зеркало, если вы едете криво. И если такой столбик сложил вам зеркало, например, справа, это значит, что вы слишком сильно прижались к правой стороне и вам нужно повернуть руль левее. До складывания зеркал доводить не нужно — просто заезжайте так, чтобы держаться крайнего левого положения и чтобы от левого зеркала было минимальное расстояние до столбика. Тогда и правым зеркалом вы ничего не заденете.

Также имейте в виду, что перед тем как вы заезжаете в коридор перед шлагбаумом, прицеп и тягач должны стоять ровно по отношению друг к другу. Иначе вам придётся крутить руль направо и налево, а места для этого внутри нет. Старайтесь прицелиться в нужную вам брамку за 20-30 метров или даже больше.

Поговорим о длине фуры. Стандартная длина фуры — 16,5 метра: полуприцеп 13,5 и тягач около трёх. Бывают и нестандартные фуры: в СНГ ребята ездят на таких сцепках, где длина одного только прицепа 16,5 метра, а я таскал 4-осный прицеп длиной 17,2 метра. Ничего, как-то справился и сильно нигде не косячил. Привыкнуть можно ко всему.

И вот какие будут советы. Когда встаём под рампу — ориентируемся на задние фонари. Когда я паркуюсь, включаю габариты, у меня уже прямо рефлекс. Если я паркуюсь задом, смотрю в зеркало и не вижу огонька на прицепе, мне становится не по себе.

Вот так выглядит фонарик, на который мы ориентируемся при обгоне и при подъезде к рампе. Он показывает, где находится крайняя задняя часть прицепа.


Можно ориентироваться на стоп-огни. Когда вы подъезжаете к рампе, свет от «стопаков» отражается на стене рампы. Отражение представляет из себя кругляшки на стене. Чем ближе вы к стене, тем сильнее они сужаются и становятся маленькими. Если они совсем маленькие — значит, вы в считаных сантиметрах от рампы. Можно останавливаться.

Ещё один ориентир — соседние машины, если они рядом с вами есть. Естественно, сперва посмотрите, что это за сцепка. Вдруг это тандем? В Европе разрешённая длина тандема — 18,75 метра. Если это тандем, ориентироваться на него, конечно, не надо, но если это обычные, не удлинённые сцепки, то будьте уверены: у них такая же длина, как и у вас. Ориентируйтесь на зеркала соседней машины. Когда они поравняются с вашими зеркалами, значит, вы подъехали к рампе.

Как завершать обгон безопасно, как понять, что ваш прицеп обошел обгоняемую машину? В Европе обгоняемый водитель как правило помогает и моргает фарами, когда ваш прицеп его прошёл. Но не все и не всегда это делают — лучше самостоятельно уметь определять, когда вы обогнали другую машину и можете спокойно вернуться в правую полосу.

Есть несколько приёмов. Во-первых, важно, чтобы у вас горел тот самый маленький фонарик позади прицепа. Его хорошо видно в зеркало, если его, конечно, не закидало каким-нибудь грязным снегом. Имейте в виду: этот фонарик — самая дальняя часть вашего прицепа, и если он прошёл обгоняемую машину, значит, и вы её прошли.

Второй ориентир — тени от других машин. Если солнце слева от вас, а тени справа, вы будете ориентироваться на собственную тень. Когда ваша тень прошла кабину обгоняемого автомобиля, ваша машина, скорее всего, его уже опередила. Если солнце справа, а тени падают на левую сторону, ориентироваться можно на тень обгоняемой машины.

И, конечно, при завершении обгона не надо перестраиваться резко вправо, чтобы сразу закрыть обзор обгоняемому коллеге. Если дорога свободна, протяните метров 5, а лучше 10 или 15, это будет красиво и интеллигентно.

Но может возникнуть ситуация: например, сзади едет скорая, а вы заканчиваете опережение, потому что нужно побыстрее её пропустить. Тогда перестраиваться в полосу придётся буквально в метре от лобового стекла коллеги. Как это сделать красивее? После перестроения займите в правой полосе крайнее правое положение. Ваш коллега, скорее всего, займёт крайнее левое положение и не потеряет обзор. 

Если обгоняют вас, занимайте крайнее левое положение в своей полосе. Но именно внутри полосы! Не надо выезжать на встречную полосу и создавать аварийную ситуацию.

При движении в тоннелях старайтесь держаться в середине своей полосы. Европейские тоннели на автобанах устроены таким образом, что если вы находитесь в пределах своей полосы, а ваша высота при этом не превышает стандартные 4 метра, вы гарантированно не заденете потолок. Но держаться всё равно лучше середины полосы. Мало ли: вильнёте вы на пять сантиметров в сторону, будучи в крайнем правом положении — и зацепитесь углом за стену. Или левым зеркалом за зеркало встречной фуры, если вы едете в крайнем левом положении. 

Как чувствовать передний габарит и подъезжать к препятствиям спереди вплотную? В этом нам помогает панорамное зеркало, которое находится над лобовым стеклом.


Не забываем поглядывать в это зеркало, когда начинаем движение на пешеходном переходе. Пешеходов мы можем не увидеть, если они идут прямо под нами.