← Дзен

Ретардер на скользком спуске и тент гармошкой: чего стоит бояться дальнобойщикам зимой?

фото: thecourier.co.uk

Водитель большегруза — об опасностях работы в зимних условиях.

Дальнобойщик Алексей Карев рассказал подписчикам своего видеоблога о нюансах и опасностях работы зимой. Приводим советы водителя без купюр. 

Торможение и ретардер

Один из самых сложных вопросов: можно ли пользоваться ретардером зимой?

Для начала быстро проговорим, как работает торможение педалью и ретардером. Когда мы нажимаем педаль тормоза, тормозят все оси тягача и прицепа. Когда мы применяем торможение ретардером, замедляется только ведущая ось тягача. Тормозя ретардером, мы не даём перегреваться тормозным колодкам на затяжном спуске, потому что не задействуем педаль.

Но есть опасность: тормозит только одна ось из пяти, и тогда происходит «набегание» прицепа на тягач. Тягач теперь едет медленнее, а прицеп, имея хорошую инерцию, едет быстрее. На скользкой дороге может произойти складывание — это ситуация, когда прицеп толкает вперёд тягач настолько сильно, что он разворачивает «голову» и продолжает ехать прямо, а тягач боком встречает прицеп.  

Торможение ретардером опасно, особенно если вы выехали на дорогу, дали газу и заметили, что колёса прокручиваются (например, загорелась лампочка работы системы стабилизации). Это значит, что дорога скользкая: на ней шутки с ретардером плохи, тормозить нужно педалью.

Гололед и круиз-контроль

Ещё одна опасность — круиз-контроль. Если автомобиль ускоряется на круиз-контроле, то делает это на максимальной мощности, как если бы вы давили педаль газа в пол. В такой ситуации колёса могут пойти юзом, а кабина начинает вилять: вы можете её не удержать.

На многих машинах есть функция «лимит», которую можно использовать вместо круиз-контроля. Как правило, кнопка лимита находится рядом с кнопкой включения круиза. Вы устанавливаете себе лимит скорости, выше которого машина не позволит вам разогнаться, и едете на педали. Когда вы будете набирать скорость, вы сможете ногой регулировать мощность ускорения и держать машину под контролем.

Торможение на спуске

Что делать, если на затяжном спуске скользкий асфальт? Если тормозить педалью, очень быстро перегреваются тормоза: сначала просто снижается их эффективность, затем они отказывают. На затяжных спусках надо беречь тормоза, не пользоваться ими слишком долго.

Необходимо использовать ретардер. Но, как мы выяснили ранее, при гололёде его использовать опасно. Из двух зол нужно выбрать третье: спускаться с горы потихоньку, чтобы у машины была наименьшая инерция.

Инерция зависит от массы тела и скорости. С массой мы ничего сделать не можем, а со скоростью — можем. Тогда и усилий для торможения нам понадобится меньше, и ретардер не придётся включать на максимальном режиме: возможно, он сможет удержать машину на единичке или двойке. А если не сможет, мы периодически будем помогать ему педалью тормоза. Не на всём спуске, а, допустим, раз в 10 секунд, нажимая её на пару секунд. Тогда и с тормозами всё будет в порядке, и набегания прицепа на кабину удастся избежать. Чтобы спуститься безопасно, нам просто нужно иметь как можно меньшую инерцию, а для этого — как можно меньшую скорость в начале спуска.

Трудно тронуться

Когда я работал в России, то засыпая зимним вечером на стоянке, каждый раз не знал, смогу ли утром выехать без проблем — или придётся потратить на это час. 

Как выехать с нечищеной площадки? Во-первых, не надо газовать так, чтобы колёса постоянно крутились. Вы будете закапываться в снег и только усложнять себе задачу. Можно попытаться тронуться с максимально высокой передачи. Если у нас Mercedes с автоматической коробкой передач, мы включаем 5, 6 или 7 передачу и блокировку дифференциала. На газ нужно жать плавненько, не в пол, с применением раскачки — немножко вперёд, немножко назад.

Если это всё не помогает, выходим из кабины и рассыпаем песок под ведущую ось, подкладываем ветки. Не только на первые 10-20 сантиметров, машине и дальше будет тяжело ехать. Пока грузовик не разгонится хотя бы до 5 километров в час, сохраняется опасность, что он снова увязнет в снегу. Возьмите лопату и расчистите перед собой колею, метров 10, для обоих колёс; если есть песок, просыпьте её. Тогда вы будете уверены, что машина поедет и будет набирать скорость… хотя и то не факт.

Поэтому новичкам в России не рекомендуют идти в дальнобой зимой (хотя я сам начал работать именно в это время года). Постоянная неуверенность в том, что ты сможешь двинуться без проблем — это дополнительный стресс, а у новичков стресса и так хватает: зачем нужен лишний источник?

Газовая горелка

Как без неё работать, я себе не представляю. Когда вы едете по какому-то месту, где температура –2…–3, с дороги на автомобиль летит грязь. Она накапливается, а на следующий день вы въезжаете в регион, где –30, и всё это замерзает. Без горелки вы это не отмоете никак, надо отогревать. Судя по тому, насколько она у меня грязная, вы можете догадаться, как часто приходится её использовать.


Замерзает омывайка

Омывайка замерзает. Да, на этикетке может быть написано –30, –50, но эти цифры никогда не соответствуют действительности. Особенно если омывайка куплена где-то в СНГ, на обочине вдоль дороги. Это будет разбавленная водой химическая жидкость, которая при заявленной температуре –30 будет замерзать при –5.

Зимой не стоит заливать полный бак омывайки, потому что в морозную ночь она превращается в лёд, и если залит полный бак, он может треснуть. Лучше оставлять место, чтобы замерзающей воде было куда расширяться.

Аккумуляторы

Если вы хотите стать дальнобойщиком, то наверняка имеете опыт владения и езды на легковой машине и знаете, что при холодной погоде аккумуляторы хуже держат заряд. Если вы стоите где-то на выходных (например, 45-часовая пауза) и знаете, что аккумуляторы у вас слабые, заряжать их нужно дважды в день не менее чем по часу.

Летом мы этой процедуре уделяем где-то по полчаса, а зимой в два раза больше.

Если вы точно знаете, что аккумуляторы у вас новые и суперсильные, можно заряжать машину один раз в день по часу, экономя топливо. Но в таком случае нужно зарядное устройство с вольтметром, которое вы сможете вставить в любую розетку в машине — увидеть напряжение в сети. Если напряжение ниже 23,5, однозначно пора заводить автомобиль и заряжать аккумулятор.

Аккуратнее с тентом!

При температуре ниже 25 градусов не стоит делать боковую растентовку, все загрузки и выгрузки лучше проводить через задние ворота. Тент при низких температурах дубеет. Даже при –5 расшторивание делать тяжелее, чем летом. Летом шторка едет по салазкам легко, а при –5 приходится прикладывать усилия. При температуре –25 тент может сжиматься в гармошку, на нём могут образовываться трещины.

Стряхивайте снег

Сбивайте снег с машины до того, как он замёрз. В снежную погоду снег в большом количестве набивается на выступающие части прицепа: лапы, отбойники, запаски, подкрылки, подкрылки на тягаче. При низкой температуре сбить этот снег легко. Но если вы встанете на паркинг, и за ночь температура упадёт до –25, всё это замёрзнет так, что без лома не обойдёшься.