← Дзен

Контейнерные автоперевозки: всегда и сегодня

tk-ferebat.ru

Грузовой контейнер — наиболее универсальное оборудование для перевозок, потому как он подходит для транспортировки любыми путями сообщения: автомобильными и железными дорогами, водными и воздушными путями.

Автомобильные контейнерные грузоперевозки, как правило, служат связующим звеном в смешанных грузоперевозках, позволяющим осуществлять доставку «от двери до двери». Понятие «смешанные перевозки» означает транспортировку со сменой вида транспорта, к примеру, по схеме: «грузовой автомобиль-водный транспорт-грузовой автомобиль», «грузовой автомобиль-железнодорожный транспорт-грузовой автомобиль», «грузовой автомобиль-самолёт-грузовой автомобиль», а также других всевозможных комбинаций.

Контейнерная автоперевозка груза требует задействования специальных технических и транспортных средств, например, манипуляторов, контейнеровозов, тралов. Погрузка контейнера осуществляется при помощи манипулятора, а для транспортировки требуется либо контейнеровоз — низкорамный прицеп или полуприцеп, предназначенный исключительно для перевозки контейнеров, либо трал — низкорамный прицеп или полуприцеп, использующийся для доставки тяжеловесных негабаритных грузов или морских контейнеров. Контейнеровозы и тралы могут различаться по грузоподъёмности, высоте погрузки и размерам платформы в целом.

ДФЭ и ISO

Основной единицей контейнерной перевозки служит стандартный 20-футовый контейнер, поэтому вместимость ТС и пропускная способность грузовых терминалов, задействованных в контейнерных перевозках, измеряется в двадцатифутовых эквивалентах — ДФЭ. Это международный стандарт, поэтому у аббревиатуры ДФЭ существует англоязычный вариант: TEU — сокращение от twenty-foot equivalent unit.

20-футовые контейнеры также принято называть ISO-контейнерами, так как они являются универсальными для транспортировки любыми путями сообщения: наземными, водными, авиационными.

Несмотря на то, что ISO-контейнеры имеют длину 6,1 м и ширину 2,44 м, ДФЭ — условная величина, так как их высота разнится от 1,3 до 2,9 м (но чаще всего равна 2,59 м), не говоря уже о весе содержимого.

Главная особенность контейнера заключается в экономии объёма промежуточных погрузочно-разгрузочных работ, так как контейнер перегружается с одного транспорта на другой вместе со всем его содержимым.

Разгрузка, сортировка, временное хранение и погрузка контейнеров выполняются на специальных участках — контейнерных пунктах или в «сухих портах». Сухой порт — это внутренний терминал, связанный с портом автомобильным, ж/д-сообщением, фактически перевалочный пункт.

Интермодальные и мультимодальные перевозки

Как сказано выше, контейнер регулярно становится участником смешанной — мультимодальной или интермодальной — перевозки.

Мультимодальная транспортировка — это когда в перевозке задействовано не менее двух видов транспорта. Интермодальная перевозка груза осуществляется одним видом транспорта, но в пути следования происходит перегрузка опломбированного контейнера, содержимое самого контейнера при этом остаётся неизменным.

Контейнерные перевозки сегодня

Спрос на контейнерные автоперевозки неразрывно связан со спросом на смешанные перевозки в целом, так как контейнер — основная грузовая единица транспортировок, в процессе которых предполагается смена вида транспорта.

В 2020 году последствия ковидных ограничений жёстко отразились на сфере контейнерных грузоперевозок. К началу 2021 года стоимость транспортировки стандартного 40-футового контейнера существенно подскочила. К примеру, цена на такую перевозку из Азии в Европу выросла с 2000 $ до 9000 $.

Сегодня же спрос на контейнерные перевозки в мире падает, оборачиваемость оборудования ускоряется, а цены снижаются. По данным Container xChange, средние цены на закупку контейнеров и ставки на транспортировку пустого контейнера при лизинге в Китае снизились до минимума за последние 2 года: ставка за репозиционирование пустого контейнера из Китая в Северную Америку с начала года снизилась более чем на 80%, в Европу — на 70%. Средние цены на контейнеры в США сейчас на 8% ниже уровня января, в Европе – на 34%, в Китае – на 44%. По результатам исследования, проведённого Container xChange, на которые ссылается РБК, избыточные контейнеры уже заполнили некоторые депо для порожнего оборудования. В связи с этими обстоятельствами директор и соучредитель Container xChange Кристиан Рулоффс спрогнозировал новые трудности для региональных рынков это станет проблемой, однако подчеркнул, что такие гиганты, как например, Китай в сложившейся обстановке наоборот получат фору.

Дальний Восток — дело узкое, но перспективное для автомобильных контейнерных перевозок

С учётом сложившейся геополитической обстановки, проблема перегруза портовых терминалов вдвойне актуальна для России. Бутылочное горлышко в процессе контейнерных перевозок РФ возникло на Дальнем Востоке. Минтранс уже ищет решение, которое в будущем позволит разгрузить порты региона. В частности, министр транспорта РФ Виталий Савельев озвучил предложение — повысить тарифы на морские контейнерные перевозки в этом направлении, но одновременно снизить их в северо-западных портах. По мнению чиновника, именно так получится достигнуть стабилизации.

По данным, приведённым главой российского Минтранса на совещании с президентом, в октябре 2022 года перевалка контейнеров в дальневосточных портах увеличилась на 22% по сравнению с октябрём 2021 года, экспорт вырос на 32%, импорт — на 26%. Об этом сообщалось в телеграм-канале Кабинета министров. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, в свою очередь, заявил о необходимости развития «сухих портов», увеличения их количества и строительства дорог к ним, так как на данном этапе темп модернизации Восточного полигона РЖД, по которому внешнеторговые грузы следуют через порты, отстаёт от скорости развития самих портов.

К началу осени Минтранс и РЖД сформировали совместный Штаб по вывозу контейнеров из портовых терминалов ДВ, благодаря чему уже получилось увеличить вывоз импорта почти до 3000 ДФЭ в сутки, что превышает сентябрьский уровень на 13%. Как сообщил глава Минтранса, сегодня фактическая загруженность 5-ти портовых контейнерных терминалов составляет 117%, а загруженность 6-ти тыловых терминалов — 74%. Это должно благоприятно сказаться и на контейнерных автомобильных перевозках.

Облегчить участь портов на дальневосточном направлении, по словам Виталия Савельева, удастся и благодаря грузовому автомобильному транспорту, чья доля в общем объёме перевозок импортных контейнеров с ДВ достигла 9%, увеличения количества контейнерных поездов с полувагонами из терминалов портов ДФО до 5 единиц в сутки, продления до конца 2023 г. скидки на ж/д-тариф для перевозок контейнеров в полувагонах, увеличения количества контейнерных поездов в восточном направлении на 3 пары в сутки до конца текущего года. «Такие меры позволят стабилизировать ситуацию в морских портах ДВ за счёт перевозки дополнительно более 45000 ДФЭ с импортными грузами», — уверен глава транспортного ведомства.