Разбираемся, в каких случаях ж/д-перевозка выгоднее и предпочтительнее автомобильной.
Как везти – фурой или по жд?
Перевозку грузов автомобилем чаще выбирают по трём причинам:
- транспортная доступность: автомобиль доставляет груз «от точки до точки». При перевозке по железной дороге груз приходит на станцию, а до места назначения его всё равно везут на автомобиле. Перевозка получается мультимодальной, т. е. значительно дольше и сложнее;
- простота оформления документов: перевозка груза на авто не требует длительных согласований и разрешений от разных структур. Накладные и счета-фактуры оформляются одним днём;
- сроки доставки: скоропортящиеся продукты и материалы легче доставить фурой-рефрижератором, чем оформлять рефрижераторный вагон и надеяться, что груз не испортится при хранении и погрузке. Поэтому основные грузы на жд — это те, которым не принципиален срок доставки: стройматериалы, удобрения, уголь, топливо.
Перевозка груза фурами простая и недорогая с точки зрения организации процесса на небольших дистанциях — до 1500 километров. К примеру, есть 20 тонн скоропортящегося груза, покупатель находится в пределах 700 километров. Загрузили фуру и поехали. Но если речь идет о перевозке крупной партии груза на несколько тысяч километров, то везти автомобилем нереально – очень дорого.
Куда обратиться, чтобы перевезти груз жд транспортом
ОАО «Российские железные дороги» – единственный владелец железных дорог в России, именно эта компания будет основным перевозчиком груза. Но кроме перевозки потребуется еще целый ряд услуг: оформление документов, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Организовать доставку по железной дороге можно разными способами.
- Заказать грузоперевозку в РЖД. У компании есть логистический отдел, который принимает заявки на оформление перевозки, а также предоставляет весь спектр сопутствующих услуг;
- Обратиться в транспортную компанию, которая исполняет роль посредника между железной дорогой и грузоотправителем. Крупные компании имеют лицензию на перевозку разных видов грузов, включая опасный. Компания заплатит железнодорожный тариф за перевозку и аренду вагонов, если их нет в собственности. В остальном набор услуг такой же, как в РЖД.
В чем преимущество
Железнодорожные перевозки выгодно отличаются от автомобильных по двум основным параметрам: безопасностью перевозки и низкой стоимостью.
Вот как комментирует плюсы железнодорожной транспортировки эксперт в этой области Андрей Показаньев: «Перевозка груза по железной дороге – это безопасность, особенно по сравнению с фурой: надо найти водителя незнакомого, положить 20 тонн своего груза. Он может сломаться, сгрузить, увезти в соседнее государство.
С вагонами такого нет. Если находитесь в другом регионе, железная дорога покажет, сколько тонн груза в вагоне. Когда вагон оформляется на станции, РЖД перевешивает этот вагон и предоставляет документы (накладная, оформленная железной дорогой), то есть документ от огромной независимой организации. При этом нет человеческого фактора – вагон не сгрузит с себя пару тонн по дороге, а приедет ровно с тем весом, с каким уезжал».
Как рассчитать стоимость
Стоимость железнодорожной перевозки рассчитывается индивидуально исходя из расстояния, особенностей груза, специальных условий и т.д. По автотранспорту можно рассчитать среднюю стоимость за километр – примерно 50 рублей при условии перевозки на 20-тоннике. При доставке вагонами расчет иной и зависит от многих факторов.
Андрей Показаньев поясняет так: «Есть станции экспортные, а есть не экспортные. В одном городе может быть обе станции, но перевозка груза на неэкспортную будет дороже.
Стоимость также зависит от наличия вагонов в каком-то регионе. Специальных вагонов для перевозки опасных грузов может быть в избытке в Москве, но не хватать в Чите. На фуре, если невыгодно, водитель просто не едет. А железная дорога не может отказаться, поэтому ищет способы компенсировать убытки.
Цена зависит еще и от того, чьими вагонами перевозить. Например, собственник вагона базируется на Алтае, и при перевозке из Барнаула в Москву будет стандартный тариф, а обратно собственник готов отдать вагон за минимальные деньги, лишь бы его перегнали за счет перевозчика обратно на Алтай».
Как подготовить груз к отправке по ж/д
Процедура подготовки груза подробно описана в ст.18 Устава РЖД.
Правила железнодорожных перевозок кратко: отправитель должен обеспечить безопасность и сохранность груза при транспортировке по железной дороге, не нарушив экологические и пожарные нормы.
По требованиям Устава, груз и тара должны быть тщательно подготовлены к транспортировке. Обязательно проверяют маркировку, упаковку, указанную отправителем массу, документы. Проверку и приемку к отправке проводят контрольные органы железной дороги. Информацию заносят в товарно-транспортную накладную – основной документ при доставке груза. Именно по нему будут сверяться специалисты при контрольном взвешивании груза и разгрузке по прибытии в пункт назначения.
В зависимости от вида груза (опасный, наливной, скоропортящийся и пр.) подготовка будет различаться, но основные требования следующие:
- Пакет документов. РЖД строго относится к разрешительным документам. К примеру, транспортировка опасного груза требует согласования нескольких министерств и МВД, без нужных подписей и бумаг груз не примут к отправке;
- Сортировка и упаковка. Если товар не имеет упаковки (зерно, скоропортящиеся продукты), то проверяют его состояние: уровень просушки, стабилизацию температуры;
- Маркировка. Штучные грузы и отправления в таре маркируются согласно ГОСТ 14192-96. В нем указаны ярлыки, трафаретные надписи, окраска подвижного состава в зависимости от типа груза. Кроме того, груз должен иметь маркировочную бирку, где будет указано место назначение груза, контакты отправителя и получателя, особые требования к хранению и транспортировке груза.
Несмотря на хлопотную подготовку груза и документов к отправке по железной дороге, низкая стоимость с лихвой отбивает энергозатраты.
Сравним стоимость грузовой перевозки 55 тонн пшеницы из Челябинска в Красноярск.
Перевозка груза железнодорожным транспортом потребует одного вагона и обойдется в 220 тысяч рублей. Чтобы отправить пшеницу автотранспортом, необходимо найти три фуры и потратить порядка 320 тысяч рублей. Экономия 100 тысяч на одной грузоперевозке.
Получается, что перевозка железнодорожным транспортом оправдана только в том случае, когда поставщик перевозит крупный объём груза, не требующего быстрой доставки, на расстояние больше 1500 километров.