Правильно разместить и закрепить груз — залог безопасности в рейсе и необходимое условие, соблюдая которое грузоперевозчик доставит груз в пункт назначения в надлежащем, товарном виде.
В итоге заказчики останутся довольны, а перевозчику не придётся выплачивать неустойки за поврежденный в пути груз. Незакрепленный груз в процессе транспортировки может перемещаться по кузову, биться о борта, заваливаться набок, переворачиваться и даже выпадать на проезжую часть. Также распределение центра тяжести груза сказывается на устойчивости автомобиля, его управляемости, эффективности торможения.
Пренебрежение правилами крепления и тем более фиксацией груза как таковой может стать причиной ДТП с летальным исходом.
Для каждого способа крепления существуют специальные приспособления обвязки и фиксации, а варианты крепления во многом определяются самим транспортируемым грузом.
Требования к креплению грузов
Позаботится о надёжной фиксации груза важно в первую очередь самому перевозчику, так как доставленный в целости и сохранности груз — это его хлеб, а в противном случае ему придётся расстаться с собственными деньгами.
Нужно ориентироваться на евростандарты: EN 12195:2010 — «Крепление грузов на автомобильных ТС. Безопасность» и EN 12642 — «Конструкция кузова коммерческого ТС. Минимальные требования».
Основные правила и рекомендации:
- Самые большие и тяжёлые грузы распределяются снизу, ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова ТС, по центру его длины и как можно ниже над настилом.
- Предметы с большей объёмной массой укладываются под предметами с меньшей.
- Однородные отдельные грузы укладываются по всей площади штабелями в одинаковое кол-во слоёв, образуя под самым верхним — сплошную поверхность.
- Длинномерные грузы распределяются в ярусах равномерно — по длине и толщине: на нижних ярусах размещаются самые длинные единицы
Согласно общим правилам обеспечения безопасности грузоперевозок, утверждённым Минтрансом РФ, перевозчик:
- Обеспечивает надёжное крепление груза.
- Обеспечивает равномерное распределение массы груза по площади платформы, кузова ТС или контейнера.
- Исключает возможность повреждения груза, тары и упаковки, самого ТС или контейнера.
- Заполняет свободное прост-во, зазоры между штабелями и стенками кузова, используя спецсредства.
- Размещает, крепит груз, согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) ТС, контейнера. Ср-ва и способы крепления также выбираются, исходя из этой схемы.
- Не допускает превышения предельной нагрузки на ось (оси) ТС во время перевозки сборных грузов как результата изменения распределения массы груза после частичной разгрузки.
- Очищает опорные поверхности груза от загрязнений, снижающих поверхностное трение, проводит визуальный контроль состояния ср-в крепления перед погрузкой.
- В процессе транспортировки опасного груза также руководствуется ДОПОГ.
Размещаем и крепим по схеме
Схема размещения и крепления груза содержит графическое отображение позиций груза, мест его крепления — с перечнем используемых ср-в крепления и их рабочих нагрузок.
Эта схема создаётся с учётом тех. условий, предъявляемых к транспортировке продукции, входящей в состав груза. Она подготавливается при каждой перевозке. Причём в случае со сборными грузами такой документ утверждается отдельно для каждой из партий.
Способы крепления грузов:
1. Прижим — этот способ подразумевает усиление силы трения груза с платформой грузовика. Для обеспечения прижима в большинстве случаев применяются тканные ремни, которые перекидываются через него, регулируются и крепятся к краям борта внатяжку. Перед этим в идеале положить под груз противоскользящие коврики.
Существенный минус крепления грузов в кузове (на платформе) прижимом заключается в том, что для создания минимальной силы трения нужно большое кол-во ремней.
2. На растяжках — в данном случае используются более крепкие и надёжные ремни, также возможно, что вместо них будут цепи, тросы, проволока. Осуществляется такое крепление с помощью 4-х ремней (или их «аналогов»), держащих груз за углы, и 4-х металлических скоб, которыми они закрепляются.
В сравнении с прижимом фиксация груза на растяжках более эффективна и безопасна.
3. Блокирование — укладка груза у бортов, твёрдых стен, специальных деревянных конструкций, упирающихся в борта — с заполнением свободного пространства другими грузами или амортизационным материалом. К блокированию прибегают преимущественно в рамках одновременной перевозки грузов разных размеров. ТС считается достаточно оборудованным для блокирования груза, если в нём предусмотрены распорные устр-ва, колодки, подушки и т.д.
Хоть этот метод достаточно безопасен, он не препятствует подпрыгиванию груза, так как блокирование сосредоточено снизу и с краёв.
4. Стяжка — при креплении стяжкой стяжными ремнями, рэтчетами между собой соединяются другие средства крепления — растяжки, обвязки, стойки и т.д.
Этот способ наиболее популярен в автомобильных и контейнерных перевозках.
5. Увязка — отдельные единицы груза связываются ремнями и объединяются в одно грузовое место. В увязочной схеме одни ремни обвязывают груз, а другие уже соединяют их с платформой.
6. Комбинированный — сочетание сразу нескольких вариантов крепления. Например, с применением дополнительных средств, препятствующих смещению груза: деревянные щиты, воздушные пакеты и т.д. или блокирование с увязкой петлёй.
Урок физики
В начале движения, на поворотах, о время перестраивания в другой ряд и при торможении инерция набирает такую силу, что груз может опрокинуться или вообще вылететь из кузова.
Силы инерции груза при различных вариантах движения:
- Продольно вперёд — 0,8 от массы груза;
- Продольно назад — 0,5 от массы груза;
- Поперечно влево или вправо — 0,5 от массы груза.
Сила трения определяется с учетом коэффициента трения, а сила тяжести — с учётом ускорения свободного падения.
Чтобы груз внезапно не сдвинулся после старта, манёвра или торможения, необходимо компенсировать силу инерции. Это можно сделать, к примеру, за счёт создания силы трения между грузом и платформой. Для этого существуют противоскользящие маты и коврики, которые стелят на пол, прежде чем разместить груз.
Также компенсировать инерцию можно, создав дополнительное прижатие груза к кузову. Для этого существуют различные стяжные ремни.
При креплении прижимом необходимо принимать во внимание форму груза, его массу, а также коэффициенты трения и скольжения, чтобы рассчитать и обеспечить максимальный прижим груза к платформе.
Средства крепления грузов
Многие ср-ва крепления грузов мы уже перечислили выше, а теперь остановимся для более детального рассмотрения.
Основные:
- Прижимные — тросы, канаты, ремни.
- Распорные — штанги, блокировочные планки, бруски, упоры и другие средства, работающие на сжатие.
- Стяжные — грузовые ремни, тросы, рэтчеты цепной стяжки.
- Крепёжные фитинги — крюки, кольца и т.д, как правило, позволяют закреплять груз в различных типах транспорта при помощи различных крепёжных устр-в.
- Заполняющие пространство — деревянные щиты, воздушные пакеты, также пространство может заполняться за счёт расстановки европаллет по специальной схеме.
Вспомогательные:
- Фрикционные — противоскользящие коврики, маты.
- Дополнительной фиксации — распорные планки, колодки, брусья.
- Храповые замки — замки, оберегающие ленту от растяжения.
- Увязочные — кольца, петли и т.д.
Особенности крепления грузов, плюсы и минусы
Для фиксации особо чувствительных к повреждениям грузов хорошо подходят текстильные ремни. Мягкая текстильная лента не деформирует груз и не оставляет следов.
При выборе стяжных ремней необходимо учитывать информацию, указанную на этикетке, допустимую нагрузку, номинальное натяжение и т.д.
Перед фиксацией ремни проверяют на наличие повреждений, осматривают, чтобы они нигде не перекручивались, не запутывались в узлы. Также важно отследить, чтобы лента не была натянута на острых углах и других местах, которые могут её повредить. Чтобы предотвратить внезапное ослабление лент, используют храповые замки.
Стяжная лента из полиэфирного материала устойчива к перетиранию и воздействию погодных условий. Также она выдерживает попадание ряда химических вещ-в и легко очищается от грязи.
Наиболее известные способы крепления ремнями: крепление снизу, по диагонали и увязка. Диагональным креплением, как правило, фиксируются грузы с неровной поверхностью. Увязка предполагает, что одним концом ремень будет держать увязочное устройство или дополнительный ремень, накидывающиеся на груз, а другим крепиться к платформе.
Важный минус работы со стяжными ремнями заключается в том, что они крепятся с шагом примерно в 1,5 м, и это приводит к уменьшению полезного, рабочего пространства в кузове.
При наличии дефектов у ленты, её швов, крепежных элементов её эксплуатация запрещается. Ни в коем случае нельзя применять стяжные ремни в сторонних целях, например, для подъёма груза, его буксировки и т.д.
Стяжные ремни будут наиболее эффективны в сочетании с другими средствами крепления груза.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее 2-х крепёжных ремней при креплении к платформе и 2-х пар — при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы ТС.
Деревянные распорки — простое, надёжное и дешёвое средство крепления груза. Распорки прибиваются к платформе по периметру кузова.
Разложенные специальным образом паллеты также могут обеспечить фиксацию груза. Способ их расположения зависит от тары, упаковки и самого груза.
Распорными панками осуществляется дополнительная фиксация груза. Они крепятся к внутренним стенкам, обеспечивая грузу неподвижность. Распорные планки могут использоватьcя в комбинации со стяжными ремнями или с деревянными распорками, конструкциями из паллет.
Если распорки делаются из дерева, оно должно не быть сырым или пересушенным, иначе есть риск не выдержать нагрузку. Также нужно следить, чтобы деревяные конструкции не привели к перегрузке ТС. Алюминиевая распорка выдержит нагрузку до 300 кг.
Пространство между опасными или хрупкими грузами заполняется пневмопакетами (пневмооболочкой) — многослойными надувными подушками особой прочности. Также пневмомешки актуальны для перевозок сборных грузов, когда упаковки разных размеров запросто соседствуют с бочками и ещё какой-либо неоднородной тарой.
Сдутые пневмомешки помещаются в свободное пространство, а затем их надувают. В результате они заполняют собой пустоты, стабилизируя груз.
Существенные плюсы использования пневмооболочки заключаются в её лёгком весе, компактности в сдутом виде и в экономии времени за счёт отсутствия крепёжных работ.
Ср-ва крепления, служащие для предотвращения смещения, движения груза, должны находиться предельно близко к полу ТС, а угол между ср-вом крепления и поверхностью пола, платформы — составлять максимум 60°.
Фиксация ТС в автовозах
Особняком стоит фиксация машин и техники в автовозах. Штабелями этот груз не уложить, а довезти до места назначения в целости и сохранности, безусловно, нужно.
Под колёсами ТС, транспортируемых автовозом, устанавливаются откатники с боковыми упорами, предохраняющие от осевого и бокового смещений.
Когда по отношению к горизонту автомобиль стоит ровно, хватает установки 2-х откатников — по диагонали. И только под колёсами транспортных средств, находящихся по краям, устанавливается 4 откатника. Иногда функцию откатников выполняют специальные выемки для колёс, предусмотренные на поверхности платформы производителем.
Также на платформе автовоза обычно имеется перфорация, улучшающая сцепление с колёсами перевозимых авто.
Колёса притягиваются к платформе специальными ремнями с крючками, обхватывающими их по протектору, а на ремни надеваются противоскользящие чехлы, чтобы они не соскочили с протекторов. Кузов же никак не крепится.
Вместо какого-либо заполнителя пространства между ТС здесь необходима исключительно дистанция
Водители автовозов соблюдают правило «кулак + локоть» согласно которому, расстояние от поверхности кузова транспортируемых ТС до любой другой — не должно быть меньше 8-10 см, что легко проверяется визуальным сравнением с кулаком. В свою очередь, 40-5 см то есть «локоть» здесь — минимальное расстояние, которое должно оставаться между поверхностями 2-х автомобилей, находящихся в прицепе автовоза.
Если мы имеем дело с двухъярусной «телегой» (так называют прицеп автовоза), в первую очередь, автомобилями загружается верхний этаж, и нужно убрать высоту автомобиля, стоящего на первом ярусе платформы автовоза, поэтому него приспускаются шины.
Запрещается:
- Осуществление грузоперевозок на ТС с внешними и внутренними повреждениями, разрывами, перекосами кузова, тента, бортовых платформ.
- Осуществление грузоперевозок на ТС с повреждёнными настилом пола, бортами, неисправными стойками, петлями и рукоятками запорных устр-в.
- Использование повреждённых табличек маркировки крепёжных ср-в: ремней, тросов и цепей, с нечёткими маркировочными надписями.
- Комбинирование: ремни с цепями, ремни с тросами и т.д.
- Крепление подручными способами, с непредназначенными для этого приспособлениями: всевозможными рычагами, монтировками и т.п.
- Использование связанных в узел крепёжных ремней, цепей, тросов.
- Применение изношенных крепёжных ремней и тросов с разрывами, трещинами, расслоениями, с повреждёнными несущими швами, зажимами, соединительными эл-тами.
- Использование изношенных крепёжных тросов с уменьшением номинального диаметра на 10 и более %.
- Использование тросов, сдавленных на 15 и более %, а также тросов с острым кантом.
- Использование крепёжных цепей со сточенными звеньями более, чем на 10% от их номинальной толщины.
- Применение крепёжных цепей с надрезами, деформированными, удлинёнными звеньями — более, чем на 5%.
В поисках идеала
Любая перевозка уникальна, поэтому выработать один идеальный способ крепления невозможно, зато имеющиеся варианты закрывают практически любую потребность перевозчика. В то же время технологии не стоят на месте и периодически появляются новые решения, например, пневмопакеты.