Рассказываем о самой популярной модели челнинского самосвала и о том, как она изменилась в последние месяцы из-за проблем с поставками запчастей.
В июне этого года самосвал КАМАЗ-65115 стал самым продаваемым грузовиком в России: за месяц автогигант реализовал 796 машин. Причин у такой популярности много, но главные, пожалуй, две. Во-первых, стоимость владения этой машиной по данным RAMR за последнюю пятилетку выросла всего на 9,4% и остаётся очень низкой даже сегодня. Во-вторых, альтернатив модели стало значительно меньше из-за ухода крупных иностранных производителей.
Самосвал КАМАЗ-65115 производится с 1999 года; в своём классе грузоподъемности эта машина стала бестселлером, и ни один иностранный самосвал — ни европейский, ни белорусский, ни китайский — обойти её по продажам не смог. В 2021 году глава КАМАЗа Сергей Когогин сообщил, что автогигант не намерен сворачивать производство этих грузовиков: несмотря на солидный возраст модели, спрос на неё остаётся высоким. Сегодня, в условиях санкций, альтернатив машине стало ещё меньше.
КАМАЗ-65115 чаще всего используется в качестве шасси для самосвалов, однако ему находят и другие применения. Шасси становится основой для мусоровозов и молоковозов, спецтехники и пожарных машин.
Коротко о модели — технические характеристики
Разработку машины начали в 1995 году — тогда рынок нуждался в 15-тонном самосвале, моделей с такой грузоподъемностью в стране не было. В ходе разработки были использованы многие элементы конструкции грузовика КАМАЗ-4310. Появились, однако, и новшества — например, дисковые колёса с креплениями международного стандарта.
Грузоподъемность КАМАЗ-65115 — 15 тонн, а разрешённая полная масса — 25,2 тонны. До санкций на машину устанавливался двигатель Cummins мощностью 282 лошадиных силы, а теперь используются российские двигатели, с другими характеристиками — чуть менее мощные. Коробка передач механическая, девятиступенчатая.
Объем самосвальной платформы зависит от модификации и составляет от 8,2 до 10 кубометров — такие данные приведены на сайте автогиганта. На деле его часто завышают: сторонние производители изготовляют увеличенные кузовы с нарощенными бортами объёмом до 15 кубометров. Разгрузка задняя, платформа поднимается на 50 градусов.
В этом грузовике нет спальника, что вполне объяснимо его спецификой: машина предназначена для работы на коротком плече. Кабина может показаться аскетичной, особенно в сравнении с дорогими иномарками, однако для повседневной работы она подходит хорошо: здесь есть удобные пневматические кресла с регулировками (из-за санкций их временно заменили на пружинные) и панорамные зеркала, практически исключающие «мёртвые зоны», потолок довольно высокий. А вот кондиционера в штатной комплектации нет, но он может быть установлен дополнительно.
Объём штатного топливного бака — 350 литров. Существуют модификации КАМАЗа-65115, оборудованные ГБО. Такие машины работают на сжиженном природном газе.
В период с 1999 по 2021 годы камский автозавод выпустил свыше 135 тысяч самосвалов КАМАЗ модели 65115.
Назад, к Евро-2
Из-за санкций камский автозавод лишился доступа к деталям компании Bosch — она поставляла в России топливную аппаратуру, от которой зависит экологический класс двигателя. Потеря не критичная: в России нашёлся поставщик необходимых деталей, но на их производство и перестроение логистических цепочек понадобилось время, поэтому на какой-то период экологический класс сходящих с конвейера КАМАЗ-65115 «просел» с Евро-5 на Евро-2.
Для экологии это, конечно, плохо — но автовладельцам больших проблем не принесёт: 65115-е используются во внутренней логистике и за границу выезжают исключительно редко.
Санкции сказались на доступности и других деталей, что не могло не сказаться на некоторых характеристиках. Подробный обзор нового КАМАЗ-65515 Евро-2 и сравнение его с такой же моделью Евро-5 недавно появился на YouTube-канале «АйдарКа Камазист».
Перечислим основные отличия. Во-первых, кабина стала железной, она лишилась пластика, появившегося после рестайлинга. Интерьер кабины стал немного скромнее: кресло «Риат» теперь не пневматическое, а пружинное, без регулировок. Пластик на приборной панели сменился железом, однако ведущий канала отмечает, что «…информативность осталась прежней, опытные люди не потеряются». Бачок омывающей жидкости находится в кабине (у моделей Евро-5 он размещён под передней панелью). Двигатель Евро-2 менее мощный, в нём 260 лошадиных сил (у модели Евро-5 их 300). Наконец, светодиодные огни габаритов и фары сменились обычными.
— Очень хорошо, что КАМАЗ не остановил производство и продолжил выпускать технику с двигателями Евро-2. Они в своё время показали себя отлично, и даже десятилетние машины до сих пор пользуются спросом. ЯЗДА — это, всё-таки, надёжная вещь, тем более новая, с завода; думаю, покупатели будут удовлетворены. А пластиковые панели, фары, бампера, обтекатели — всё это будет производиться. Завод уже нашёл альтернативу и в скором времени возобновит производство машин Евро-5, — отмечает ведущий канала.
Блогер отмечает, что у самосвала КАМАЗ-65115 с двигателем Евро-2 есть два неоспоримых преимущества: более доступная цена и «всеядность», т.е. меньшая чувствительность к качеству топлива.
Цены и предложения
Стоимость нового самосвала, указанная на сайтах официальных дилеров КАМАЗа, стартует с 5 миллионов рублей. За 5-5,5 млн можно купить новую «импортозамещённую» машину экологического класса Евро-2, а самосвалы, выпущенные в начале года — с двигателем мощностью 300 л.с., пластиковыми панелями, светодиодными фарами и другими деталями, заменить которые пока не удалось — стоят дороже, от 6 млн рублей.
Бортовые грузовики с КМУ и ломовозы по понятным причинам стоят ещё дороже: 8-10 млн рублей, а иногда и более 10 млн.
Велико предложение на вторичном рынке. Самосвалы возрастом 1-2 года ненамного дешевле новых машин и стоят 4,5-5,5 млн рублей. Чем старше машина, тем ниже цена: грузовик, произведённый в конце нулевых будет стоить чуть больше одного миллиона.
Что говорят водители?
Можно без преувеличения сказать, что КАМАЗ-65115 стал «народным» грузовиком: предприниматели и шофёры любят его за неприхотливость. После рестайлинга, произошедшего в 2006 году, кабина стала более комфортной — водителям это понравилось. Конечно, до некоторых самосвалов производства «большой семёрки» КАМАЗ по уровню комфорта не дотягивает — однако стоит учитывать, что эти машины стоят гораздо дороже, а купить их сегодня, как и любую другую европейскую технику, проблематично.
— Мне очень нравится этот автомобиль, — рассказывает водитель Андрей, автор YouTube-канала «Андрей Технарь». — Если хотите брать на себя — обязательно узнайте, есть ли у вас карьеры поблизости, можно ли найти работу и быть уверенным, что в минус вы не уйдёте. Мне очень нравится эта конфигурация: ярославский двигатель с коробкой ЯМЗ-236, очень хорошее сочетание. Но, конечно, «турбовый» движок был бы поинтереснее, чаще берут его.
— Приобретая такую машину, необходимо разбираться в такого рода технике, так как в таком случае можно без хлопот самому справиться с обслуживанием и ремонтом, — отзывается о самосвале один из водителей.
Ещё одно преимущество модели — простота обслуживания: в старой версии самосвала очень мало электрики, многие ремонтные и профилактические работы умелый водитель сможет провести самостоятельно.
Неплохо водители отзываются о грузоподъемности, а также о максимальной скорости машины: коробка с делителем позволяет двигаться довольно быстро. Что же касается двигателей, то здесь водители делятся на два лагеря: кто-то предпочитает устанавливавшийся до санкций Cummins, указывая на его большую надёжность и высокие характеристики, а кто-то российские двигатели, славящиеся своей «всеядностью».
К недостаткам машины часто относят плохую шумоизоляцию и качество сборки. На качестве сборки следует заострить внимание: в сети много историй от водителей, настоятельно рекомендующих проводить полную ревизию машины, даже если она покупается новой, с завода. Шофёры советуют проверить уровень технических жидкостей и даже затяжку болтов.
В сети немало отзывов владельцев КАМАЗ-65115, которые жалуются на низкое качество лако-красочного покрытия. C учётом таких отзывов модификация с пластиковыми панелями на кабине может оказаться более предпочтительной.
Говоря о надёжности машины, водители практически всегда делают оговорку: самосвал будет служить верой и правдой, если использовать его в соответствии с правилами, принимая во внимание максимальную грузоподъемность и не допуская перегруза. Перегруз чреват не только гигантскими штрафами, но и быстрым износом ключевых узлов машины.