Экстренное торможение – стрессовая ситуация даже для водителя легковушки, не говоря уже о дальнобойщиках, управляющих многотонными грузовиками. Остановить груженую фуру гораздо труднее, а находящийся за спиной груз может смять кабину, если подведёт крепление.
В этом обзоре мы не будет описывать современные тормозные системы грузовых автомобилей, коих великое множество и воздержимся от советов – профессиональных дальнобойщиков в редакции АТИ нет. Мы просто покажем, как выглядит экстренное торможение на современных грузовиках. Некоторые видеоролики могут вас удивить и даже напугать, но все они заканчиваются хорошо: слабонервным и впечатлительным просмотр не возбраняется.
Этот случай произошёл в 2017 году в Норвегии. Автобус остановился в своей полосе и высадил пассажиров. Один из них, маленький ребёнок, побежал на другую сторону дороги, не видя из-за автобуса ехавший по встречной полосе грузовой автомобиль Volvo.
Его водитель успел затормозить, хоть произошедшее и кажется невероятным. Тормозной путь фуры едва превысил десяток метров. Стоит отдать должное и реакции ребёнка, который в последний момент успел отпрыгнуть от тягача. Но главный герой этого видео, безусловно, дальнобойщик. Комментаторы хвалят тормозную систему тягача – и водителя, спасшего ребёнку жизнь.
А в следующем ролике показано, как действует система экстренного торможения. Сперва водитель видит световой сигнал, и если он вовремя не реагирует на предупреждение, фура тормозит сама. Вот как отозвался о такой системе один из пользователей сайта Pikabu, водитель грузовика:
— Работаю на траке. Машины в основном в максимальной комплектации. Сильно в электронные чудеса на верил. Съезд с автобана. Туман. Скорость еще приличная. Вдруг машина моргает в кабине красным и предупреждает о необходимости экстренного торможения. Препятствий как бы нету. Хорошо, что притормозил. Через пару секунд в тумане вижу велосипедиста. Но я к нему уже был готов. Объехал. Спасибо машине и конструкторам. Подарили жизнь велосипедисту и мне тоже. Удачки.
Этот случай произошёл где-то на Юге России. Водитель тягача Volvo в американском, капотном исполнении применяет экстренное торможение, чтобы спасти жизнь водителю легковушки Daewoo Matiz, неосторожно выехавшему на главную дорогу. Фура несётся с горы на приличной скорости – и всё же успевает затормозить, останавливаясь в считанных сантиметрах от легкового автомобиля. Если бы водитель приступил к торможению хотя бы на секунду позже, серьёзных повреждений, а возможно и жертв, избежать бы не удалось.
Чем больше вес автомобиля, тем длиннее будет тормозной путь: это наглядно иллюстрируют испытания, проведённые в Финляндии. Тормозной путь автопоезда с двумя прицепами, в которых расположен груз весом в 21 тонну, составляет 45 метров до полной остановки. Большегрузу с 60 тоннами гравия и щебня, едущему с такой же скоростью, необходимо 87 метров – почти в два раза больше.
В последние десятилетия ведущие производители грузовых автомобилей значительно усовершенствовали тормозные системы. Раньше большегрузы тормозили хуже: убедиться в этом позволят результаты испытаний, проведённых Mercedes-Benz. Две фуры – одна с современным тягачом Actros, а другая с видавшим виды SK – разогнали до 80 километров в час. Водители одновременно нажали на педаль тормоза: тормозной пусть Actros’a составил 41 метр, а SK – 57 метров. Разница внушительная.
Однако когда техника выходит из строя, даже самые современные технологии торможения могут оказаться бесполезными. Проблемы с торможением особенно часто возникают в гористой местности, где много спусков и подъёмов. Водителям фур приходится жать на педаль тормоза особенно часто, и детали тормозной системы могут перегреться.
В Канаде, США и некоторых других странах такое положение дел восприняли как данность и начали строить «ловушки» для грузовиков, у которых отказали тормоза. Это аварийные тормозные полосы – тупики, с которыми соединены участки дороги с крутым спуском. Заезжая в такой тупик, грузовик гасит скорость до полной остановки либо теряя её на подъёме, либо проезжая по песку или гравию, либо врезаясь в специальные барьеры или бочки с водой. Вот как это работает:
В интернете можно обнаружить массу зрелищных видеороликов, снятых камерами, установленными на таких полосах. На многих из них запечатлена работа одной такой камеры, которая раз за разом снимает грузовые автомобили с отказавшими тормозами и спасает людям жизни.
К сожалению, аварийные полосы есть далеко не везде. Иногда водители автомобилей с отказавшими тормозами оказываются совсем беспомощными, и, казалось бы, спасения ждать не откуда…
Но даже в таких безвыходных ситуациях нельзя терять надежду. Это доказал Давид Сопромадзе – российский дальнобойщик, который летом 2019 года спас своего коллегу, водителя бензовоза с отказавшими тормозами. Заметив мчащийся сзади автомобиль и поняв, что произошло, он принял смелое решение: cбросил скорость и подставил под удар собственный прицеп. К счастью, у обоих водителей были исправны рации, и Давид успел объяснить свой замысел водителю бензовоза. При торможении кабина последнего помялась, но водитель выжил.
— Спуск, мост, встречка, легковушки… последствия могли быть страшными для всех, — комментировал тогда эту ситуацию координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
На видео сам инцидент начинается с 50-й секунды:
Хотя автомобилю, принявшему участие в экстренном торможении, был нанесён серьёзный ущерб, руководство транспортной компании, в которой работал Давид Сопромадзе, премировало водителя, наградив его за смелый поступок.
* * *
На форуме ассоциации «Дальнобойщик» в 2010 году было открыто небольшое обсуждение под заголовком «Как правильно тормозить?». В завершение хочется нарушить обещание, данное в начале статьи и всё же привести один из советов, оставленных посетителем форума:
Если не хочешь в кювете валяться — не спеши.
Современные грузовые автомобили оснащены эффективными системами торможения, которые могут творить чудеса. Но, как мы уже убедились, в сложных условиях иногда отказывает даже самая лучшая техника. Поэтому водителям, оказавшимся в таких условиях, хочется пожелать соблюдать максимальную осторожность и не оказываться в ситуациях, когда необходимо применять экстренное торможение.