← Дзен

Капсула времени. Как работали и о чем говорили дальнобойщики 15 лет назад

https://dnipro.tv/

Рейдерский захват придорожных кафе, бесконечные пробки и объездная дорога, которую нужно объезжать: дальнобойщики вспоминают, как работалось на главной магистрали России в 2007 году.

В 2017 году авторы блога Dalnoboi.pro создали группу в популярной соцсети, которую довольно быстро забросили. Но в мае этого года группа ожила: её создатели начали выкладывать архивные видеоролики, записанные на видеорегистратор. В этих видео — жизнь дальнобойщиков конца нулевых: разговоры по рации, происшествия на дорогах и даже детективные истории. Скомпонованные в цельные сюжеты, ролики показывают повседневную работу водителей такой, какой она была 15 лет назад.

«Отстоим Киселёнку», или Рейдерский захват в 15-м канале

В октябре 2007 года автор этого видеоролика проезжал мимо придорожного кафе Киселёнка (Торжский район Тверской области), рядом с которым была расположена охраняемая стоянка. По рации кто-то сообщил, что недавно на стоянке ограбили несколько машин, а администрация отказалась возместить ущерб. Неизвестный призвал объявить кафе бойкот, и его предложение получило поддержку в радиоэфире. Водитель, регулярно выполняющий рейсы по М-10 и ранее не слышавший о таких инцидентах, решил поинтересоваться подробностями.


— А кто-нибудь знает людей, которых тут якобы ограбили?
— Я вчера в Валдае разговаривал с ребятами… это автовозы были, и у них запаски украли.
— Где украли, на обочине или на стоянке? Говорят, что якобы в субботу или в пятницу тут кого-то ограбили.
— Ты — начальник охраны, я так понял.
— Нет, я не начальник охраны, я водитель. Мне просто интересно: у кого не спрашиваю, никто этих людей не знает. Может, ты знаешь?
— А какая, братуха, разница, знаешь ты его в глаза? Ты с ним познакомиться хочешь? Ну знаю я двоих питерских пацанов, у которых украли запаски. Дальше что?
— Когда это было?
— В субботу.
— Здесь было?

И тут собеседники накинулись на автора — назвали его «засланным братком» и начали оскорблять.

Спустя несколько дней водитель вновь оказался рядом с Киселёнкой и услышал те же голоса. Неизвестные костерили водителей, остановившихся рядом с кафе, обвиняли их в отсутствии солидарности и нежелании присоединиться к бойкоту. И снова дело дошло до мата и оскорблений.

— Вы, уроды на автостоянке, уматывайте давайте!

Шли недели, а неизвестные (но каждый раз одни и те же) люди продолжали забивать радиоэфир, пугая водителей рассказами о грабежах и оскорбляя тех, кто останавливался на стоянке. Каждый раз автор видеоролика вступал с ними в диалог, пытаясь выяснить, что и у кого украли в злополучный октябрьский день, но ничего конкретного в ответ не слышал.

Стало очевидно, что кто-то целенаправленно распространяет слухи, чтобы испортить бизнес владельцу придорожного кафе. Количество машин на стоянке действительно уменьшилось.

Тогда хозяин заведения решил дать неприятелю бой и сам вышел в радиоэфир: он объяснял водителям, что грабежей на территории стоянки не было, охрана работает на совесть, а качество еды как было, так и остаётся на высоте. А для наглядности разместил на рекламных стендах воодушевляющие плакаты:


В декабре количество машин на стоянке вновь стало расти. В очередной раз проезжая мимо Киселёнки, автор видео услышал в радиоэфире такой разговор.

— А чего, кончился бойкот?
— Так же, как кончится забастовка сегодняшняя <очевидно, имеются ввиду акции протеста против повышения цен на топливо, прошедшие в Москве и Новосибирске 25 декабря 2007 года — прочитать о них можно здесь>.
— А что, она состоялась?
— Говорят, в Москве что-то творится.
— Да там и так одни пробки, что там может твориться? Хоть ты на полчаса встанешь, хоть на час, никто не заметит.

Так Киселёнку удалось отстоять: рейдерский захват придорожного кафе не удался. Оно до сих пор работает на М-10, а владеют им прежние хозяева. Мы позвонили в это кафе и узнали любопытные подробности истории 15-летней давности. Оказывается, целью злоумышленников были сразу два придорожных объекта, расположенные по обеим сторонам трассы. 

— Мы даже вертолёт использовали с радиолокационным оборудованием, с генералом договорились, но источник сигнала так и не нашли. Обращались в полицию, да куда только не обращались! А потом они просто исчезли. Уже после гаишники нашли одну «Волгу», доверху напичканную электроникой. Приехали из ФСБ и забрали её, — рассказал нам Михаил Станиславович, владелец одного из кафе.

Злоумышленники потрепали нервы предпринимателю: по его словам, посещаемость стоянки сильно снизилась, и её владелец был вынужден продать часть имущества, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам, но бизнес всё же удалось спасти.

Первая зима, или Зачем нужна рация

Этот видеоролик тоже снят на федеральной трассе М-10 (Санкт-Петербург – Москва), которую нередко называют главной дорогой России. Авторы канала отмечают, что к 2007 году её пропускная способность оказалась полностью исчерпана, а любое незначительное препятствие приводило к возникновению многокилометровых пробок. Видеорегистратор запечатлел эту трассу во время снегопада: фуры движутся медленно, а на третьей минуте можно заметить грузовик, водителю которого не повезло: но вылетел с проезжей части и повис на бордюре.

— Скажите, что за канитель? Почему всё стоит на Москву?
— У многих **** жим-жим, вот поэтому и стоим.
— Ну ведь не все сразу асы. Для кого-то это первая зима, ё-моё.
— Так уже не первая, не первый снег, надо ж привыкать.  
— Тише едешь — меньше должен…
— Тише едешь — шире морда!
— Мужики, если боитесь, работайте лето, весну, а зиму сидите дома!
— Какой хитренький!

В таких условиях неизбежно растёт расход топлива. Дальнобойщики иронизируют, переговариваясь по рации:

— На Валдае, ребята, никто не будет топливо сдавать?
— С таким движением не то что сдавать, а докупать надо будет…

На встречной полосе — огромная пробка: разговор в 15-м канале приобретает откровенно сатирический характер.

— Ну что там, на Питер встали? Кто-то ехал-ехал и уснул?
— Да ты не бойся, объезжай очередь, они просто спят! Впереди пустая дорога!
— Ребята, встречные, передайте туда, пусть посигналят!
— Димка, привет! Впереди, ****, кто-то спит!
— Ну что делать, не пойду же я будить за пять километров...

А вот следующий сюжет: на дороге произошло ДТП. Водители заблаговременно предупреждают друг друга о необходимости сбросить скорость и помогают коллеге, случайно оказавшемуся на встречной полосе, встроиться в поток. 

Несмотря на высокую загруженность, М-10 оставалась практически безальтернативной до 2019 года, пока не была открыта платная М-11 «Нева». Но и сегодня водители вынуждены съезжать на М-10 с платной дороги, чтобы объехать Тверь.

Объездная для объездной 

А вот ещё один видеоролик, снятый на объездной Великого Новгорода — некогда проблемном участке, где дорожное покрытие было настолько плохим, что пробки возникали без каких-либо дополнительных причин.

— Ребята, а кто знает, далеко дальше эта ***** продолжается?
— Какая именно?
— Ну вот эта, по которой мы едем!
— 29 километров.
— Обалдеть…

Дорога была настолько плохой, что о ней даже сочиняли анекдоты: один из них рассказывает автор видеоролика.

Дальнобойщик заехал подстричься. Парикмахерша начала его стричь и всё расспрашивает про новгородскую объездную. Он говорит:
— Что тебе так интересна эта объездная?
— Я когда про неё спрашиваю, у клиентов волосы дыбом встают — стричь легче.  

Дорогу, конечно, ремонтировали. Но ямочный ремонт тоже затруднял движение, а эффект от него был недолгим. 

— Судя по плакату, дорога здесь будет построена только в конце 2010 года. Так что, как говорится, выбирайте пути объезда. Объезда новгородской объездной, — иронизирует в заключении автор ролика.

*   *   *

За последний месяц в сообществе было опубликовано много других видеороликов — в том числе и документальные фильмы, посвященные работе дальнобойщиков в конце нулевых. Один из них — «Дорога длиною в жизнь» — снят для иностранной аудитории и озвучен английским комментатором. Ведущий отправляется в дорогу с дальнобойщиком Андреем и узнаёт о главных проблемах российских водителей. В съемках принимает участие координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. 

Есть и другие видеоролики, в которых наглядно показана работа дальнобойщиков тех времён. С тех пор она очень сильно изменилась — другими стали машины, дороги и придорожные кафе. Остались в прошлом некоторые проблемы, например, бандиты на дорогах (хотя грабежи, к сожалению, никуда не делись), им на замену пришли новые. Иными словами, легче работа водителей не стала. Но трудности не останавливают энтузиастов, которые буквально живут своей работой, и видеоролики, авторы которых дорожат памятью о дальнобойной рутине, лучшее тому подтверждение.