← Дзен

Мы поедем, мы помчимся на «Газелях» в рейс бескрайний

automobile-zip.ru

Дальнобой на «Газели» — это уже не диковинка или своего рода субкультура, а готовая бизнес-модель, с каждым годом набирающая всё большую популярность у «частников» в нашей стране, да и не только у них и не только в России.

Если первые потуги дальнобоев-газелистов переоборудовать свой «полуторатонник» под дальние рейсы выглядели как смелый эксперимент в стиле «хендмэйд», сегодня энтузиасты в области тюнинга и кастомизации «Газелей» достигли таких высот, что их автомобили можно перепутать с заводскими. По крайней мере — человек, не знакомый с линейкой «Газ», точно едва ли распознает «самодеятельность» в машине, о которой сейчас пойдёт речь.

Более того, появились десятки компаний, специализирующихся на превращении обычных «Газелей», «ГАЗонов», «Валдаев» в штучные дальнобойные экземпляры, а значит — каналов продаж для такого рода услуг и сопутствующей продукции более чем достаточно.

Как правило, тюнингу подвергаются модели Next и «Бизнес». Эти автомобили удлиняются до немыслимых размеров — 6-7 м, для этого разрезается стандартная рама и делаются вставки — в середине и в хвосте.

Блогеры из «Тракс ТВ» сняли подробный обзор одной из таких «дальнобойных «Газелей»», детально разобрав каждый из добавленных элементов. Сюжет называется ««Газели» для дальнобоя: кровать на крыше, пневма и газ».

На видео представлен очень комфортный, эргономичный и стильный вариант тюнинга. Об этом неоднократно говорит и сам ведущий видеоблога. Все кастомные детали, за исключением деревянного бруска в подрамнике (а точнее — надрамнике, в силу особенностей конструкции), выглядят, будто так всё и было задумано производителем.

Тем, кто мечтает о «дальнобойной Газели», неплохо бы посмотреть это видео, чтобы продумать будущий тюнинг своего автомобиля от и до.

У «Газели» из обзора длина грузовой платформы равна 5,20 м. Машина ездит как на бензине, так и на газу. Основной бак — для бензина — сделан из пластика, также установлены 2 газовых баллона. На раме, рядом со вторым газовым баллоном крепится пластиковый инструментальный ящик.

«Завод выпускает короткие машины. Фирмы наладили установку спальников, бортовых платформ, штор, автономных отопителей, газовых баллонов, удлинение рам», — констатирует ведущий.


Открывается занавес

Блогер показывает фургон, подробно описывает его устройство: «полная штора», сзади две створки, сверху — сдвижная крыша, пол застелен транспортной фанерой, в полу предусмотрены петли для крепления ремней, внутри установлены обрешётка и алюминиевые борта.  По поводу бортов он отмечает: если поставить железные борта, грузоподъёмности не будет вообще. Тем не менее всё раскладывается и разбирается, что делает машину максимально универсальной — под любую загрузку: сверху, сбоку, сзади.

Так как за счёт увеличения грузовой платформы машина почти всегда перегружена, к стандартной рессорной подвеске добавляются пневморессоры. Они подкачиваются при помощи пульта управления, установленного на водительском кресле (монометр с кнопкой и штуцерами), при помощи него же стравливается давление в подушках.

Важней всего «погода» в кабине

Салон тюнингованной под дальнобой «Газели», как правило, остаётся стандартным. В случае с этой машиной машины тоже. Разве что в пространстве под заводскими сиденьями оборудован короб, обшитый карпетом, с объёмом до 80 л. Как отмечает ведущий, производители и сами могли бы давно уже предусмотреть подобное решение.

Так как работать приходится в любую погоду, а дальнобой подразумевает ещё и перемещение между регионами, а то и странами, где может быть принципиально разный климат, в кабине стоит автономная печка. Такая печка хороша тем, что её нагревательный элемент работает независимо от двигателя.

Планар расположен между сиденьями, снизу проходит воздуховод. Предусмотрен тройник, при помощи которого можно направить поток воздуха в кабину или в спальник. За счёт разводки можно даже сделать так, чтобы одновременно топились и кабина, и спальник. Труба, ведущая воздух в спальник филигранно спрятана под стойкой.

Тем, кто ложится спать…

Особого упоминания заслуживает спальник — крайне необходимая вещь для дальних рейсов, ведь комфортный сон и отдых — залог продуктивной работы. На некоторые «дальнобойные «Газели»» ставят закабинные модели, но они, как правило, стоят дороже и к тому же отнимают полезное, рабочее пространство.

На «Газели» из видео стоит более рациональный вариант — накрышный спальник («скворечник») Dakar — Abri. Такой спальник предназначен только для отдыха во время стоянки. Нахождение человека там во время езды запрещено, об этом гласит и шильдик на нём — с соответствующим предупреждением от производителя.

В Сети эту модель спальника справедливо назвали «гостиницей на крыше». Несмотря на компактный внешний вид, внутри него достаточно просторно: ведущий спокойно усаживается в нём в позе «лотоса».

Внутри спальник обшит карпетом, снизу сделан максимально толстый слой и есть съёмный матрас, который можно вытащить, например, чтобы отряхнуть или выстирать.

У «скворечника» две форточки, форточка настолько большого размера, что служит ещё и эвакуационным выходом в экстренной ситуации.

Дефлекторы вентиляции находятся в голове и в ногах. На стенах — основной свет, гибкий точеный светильник, полка-сеточка, как в поездах, куда можно положить газеты, журналы и т.д., USB-розетки с вольтметром. Вольтметр помогает следить за стоянием аккумулятора: если шофёр видит, что осталось 9 вольт в аккумуляторе, он продолжает отдых и не спускается в кабину. Отбортовку тоже можно использовать в качестве полки.

В спальнике также находится пульт управления автономкой с датчиком температуры.

Снаружи спальника, по бокам, установлены мощные светодиоды, подсвечивающие зону у дверей и загорающиеся, когда дверь открывается. Отличный ход, чтобы в ночи не попасть в лужу при выходе из машины.

Не пламенный мотор

Как считает ведущий «Тракс ТВ», «Газели» идеально подходят для тюнинга, фактически становятся конструктором в умелых руках и хорошо закрывают потребности частных перевозчиков, работающих на длинном плече.

Однако не скрылся от глаз блогеров и существенный минус: слишком слабый мотор для такого тюнинга. «Едет медленно, пустая, а в машине всего два человека — на бензине всего 233 ньютона на метр крутящего момента, на газу ещё меньше», — делятся они впечатлением, пока едут к месту съёмок. У автомобиля из видео стоит русско-корейский двигатель УМЗ Evotech (4 цилиндра, 8 клапанов, мощность — 107 л.с.), а в его основе был старый газовский мотор 50-х годов.

По мнению ведущего, лучше подошёл бы мотор Cummins, с которым так же можно приобрести «Газель» от производителя, хотя и этот вариант для «дальнобойной «Газели»» не идеален. Он подчёркивает, что после «смерти» Cummins многие «газелисты» ставят японские V-образники с коробкой автомат и их машины начинают летать.

Шесть причин

Прочитав, всё что изложено выше, можно задаться вопросом: для чего вообще всё это нужно?

  1. Во-первых, дальнобойщики на «Газели» не конкурируют с федеральными игроками. Чаще всего они перевозят сборные грузы. Допустим, собирают 10 мелких грузов по Москве и везут в Челябинск.

  2. Во-вторых, это дёшево. Средняя стоимость тягача составляет около 5 млн рублей, а за полуприцеп придётся отдать дополнительно еще пару миллионов. В то же время уже тюнингованный под дальнобой бортовой грузовик «Газель Next» (б/у, с пробегом до 200 000 км) можно купить примерно за 1 500 000.

  3. В-третьих, на полуторатонник распространяется категория B (то есть не нужно открывать C).

  4. Такие машины почти не проверяют на перегруз. При грузоподъёмности полторы тонны в тюнингованные «Газели» грузят до 2500.

  5. Шофёру «Газели» не нужен тахограф, и соответственно ему не надо по нему работать.

  6. «Газель» официально не является грузовиком, поэтому знаки «движение грузовиков запрещено» не актуальны для этой машины, можно спокойно проезжать мимо.

Большинство из этих факторов делает привлекательными дальнобойные «Газели» и их аналоги для частных перевозчиков не только в РФ, но и в Европе.

Разве что «ГАЗель» с полуприцепом относится к категории Е, однако среди частных грузоперевозчиков находятся те, кто и в таком формате работы находит свои плюсы.

Ты помнишь, как всё начиналось?

Ещё в 2019 году на АТИ вышла статья под названием — «100 рублей за километр. Как живут и работают дальнобойщики, у которых нет тягачей», где рассказывалось о ярких первопроходцах дальнобоя на «Газели» в России.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко выразил тогда увереннность в том, что дальнемагистральные перевозки на малотоннажниках — это, скорее, исключение из правил, нежели устоявшаяся бизнес-модель.

«Это инициатива частников, экстремальный способ сокращения издержек, подходящий далеко не всем», — подчеркнул наш собеседник.

Однако уже на тот момент на рынке существовало немалое количество полуприцепов, различных надстроек для малотоннажников — от цистерн под молоко до высоких фургонов для перевозки мебели и автовозов! И уже тогда речь шла о нескольких тысячах машин на фоне полутора-двух миллионов большегрузов.

К слову, в 2019 году зарождались и первые фирмы, специализирующиеся на междугородних «газельных» перевозках.

Сегодня же выгоду в движении газелистов-дальнобойщиков нашли не только сами шофёры и фирмы, решившиеся на эту практику, но и многочисленные компании, предлагающие техническое оснащение и всевозможные аксессуары, чтобы водителям «Газелей» было проще, а главное — комфортнее, осваивать нишу грузоперевозок на длинном плече. Не исключено, что в обозримом будущем Россию захлестнёт ещё большая волна такого некогда экзотического явления, как дальнобойщики на «Газелях».

Роман Кадулин