← Дзен

«А ты налей и отойди». Обзор сферы грузоперевозок наливом: транспорт, ДОПОГ, зарплаты водителей

light-biznvr.ru

В 2021 автотранспортом доставили треть наливных грузов по России, остальное перевезли по железной дороге и морем. Рассмотрим, как это отражается на условиях труда , каким требованиям должен соответствовать автомобиль и правда ли, что водители бензовозов получают от ₽100 тысяч.

Что такое наливные грузы

Наливные грузы – это жидкости разной степени консистенции, которые транспортируют с помощью крупных резервуаров: цистерн, герметичных контейнеров, бочек. Перевозка грузов наливом – трудная и ответственная задача, к которой привлекают подготовленных работников и специализированную технику: от автомобилей до авиации.

Виды грузов

Жидкие грузы, перевозимые наливом, делят на две категории: неопасные и опасные. К первой категории относят пищевые продукты: молоко, растительные масла,  виноматериалы и прочее. К опасным наливным грузам причисляют нефть и нефтепродукты, химические вещества и сжиженные газы, то есть те, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, а также окружающей среде. Доставка жидких грузов вне зависимости от класса опасности и вида транспорта осуществляется в специализированных емкостях и при соблюдении ряда температурных, химических и санитарных условий.

Грузоперевозка морским/речным транспортом

Водный транспорт – по рекам внутри страны и морем при внутренних и международных перевозках – востребованный способ доставки наливных грузов. При транспортировке морем используют различные виды судов в зависимости от перевозимого груза: морские газовозы для сжиженного газа, танкеры и грузовые судна для пищевых и опасных грузов. Морские перевозки выгодны тем, что при большей грузоподъемности судна стоимость перевозок из порта в порт ниже доставки по земле.

Грузоперевозка железнодорожным транспортом

Железнодорожный транспорт – второй по популярности способ доставки жидкостей на дальние расстояния. По железной дороге перемещают грузы, не требующие строгих ограничений по времени доставки: нефтепродукты, химикаты, сжиженный газ. Ж/д перевозки отличаются дешевизной при перевозке крупных партий груза.

Грузоперевозка автотранспортом

Грузовые автомобили перевозят наливные грузы с помощью цистерн разного объема. К примеру, резервуар для розничной продажи воды, молока или кваса может вмещать в себя 200-500 литров, тогда как средний бензовоз рассчитан на 10 тысяч литров, а автоцистерны на прицепах и полуприцепах могут перевозить до 50 тысяч литров.

Автотранспорт для перевозки груза наливом выбирают, если необходимо доставить небольшое количество груза за короткий срок. Этот вид доставки отличается:

  • практичностью – можно перевозить любой вид жидкого груза;
  • мобильностью – доставка возможна в любую точку;
  • ценовой доступностью для перемещения жидких веществ на небольшие расстояния.

К примеру, перевезти 10 тонн битума из Москвы в Екатеринбург обойдется в 230 тысяч рублей, а 20 тонн молока из Токсово (Лен.область) в Санкт-Петербург всего в 4 тысячи рублей (предварительная стоимость рассчитана на сайте транспортной компании);

  • возможностью технологично сохранять груз с помощью систем подогрева/охлаждения, клапанов сброса давления;
  • личной ответственностью водителя автомобиля.

Автотранспорт также перевозит жидкий груз в танк-контейнерах – металлических цистернах, заключенных в жесткий каркас стандартизированных размеров. Танк-контейнеры удобны при мультимодальных грузоперевозках, когда тару переставляют с одного вида транспорта на другой. Такой резервуар позволяет сократить потери груза при переливе, обеспечивает безопасность, ускоряет процесс погрузки/разгрузки, но требует соответствующего кранового оборудования.

Большая часть наливных грузов относится к опасным. Класс опасности влияет на выбор резервуаров и степень защиты. Однако правила безопасности универсальны и строги для всех видов опасных грузов: перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам наливных грузов, его обозначения на время движения и пр. Неопасный груз (пищевые жидкие продукты) транспортируются на общих условиях и особых условий, кроме температурного режима, не имеют.

Как должен быть укомплектован автомобиль

Перевозить опасные грузы можно только на специальном автомобильном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.

Сергей, водитель бензовоза, комментирует: «Автомобиль должен идти с завода с АDR (комплектом дополнительного оборудования, который собирается специалистами. Содержимое ADR зависит от опасности перевозимого вещества – прим.ред.) Без этого к перевозке опасных грузов не допустят. На машине должен быть установлен ограничитель скорости, оборудован не механическим, а электронным спидометром. По кабине кроме камер видеонаблюдения  и тахографа, всё как обычно».

К специальному оборудованию для транспортировки опасных грузов также относятся:

  • огнетушители. Их количество и объём зависит от класса опасности перевозимого груза и веса автомобиля;
  • противооткатные упоры;
  • предупреждающие знаки «Опасность»;
  • проблесковый маячок.

Кроме того, необходимо заранее получить в ГИБДД свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Документ действует в течение полугода и не может превышать срок действия техосмотра.

Владимир, автор YouTube-канала «Простой дальнобой» дал несколько советов по оснащению автомобиля при перевозке наливного груза: «На что обратить внимание: даже если еще не получили задание, вы должны обойти машину и посмотреть резину, лобовые стекла  и фары – если будут сколы или что-то разбитое, вас могут просто не загрузить. Комплект ящика ADR – проверьте всё по списку (он есть в комплекте) и срок действия огнетушителя. Еще проверяют знаки аварийной остановки, они тоже должны быть. Оранжевые таблички должны быть закреплены на машине жестко».

Требования к водителям

К перевозкам грузов наливом допускаются только водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B, C или Е). Для транспортировки неопасных жидких грузов допускают водителей с опытом работы на аналогичной должности от года, для опасных грузов — не менее трех лет и только при наличии у водителя свидетельства  ДОПОГ (или ADR, одно и то же).

Проверяют также привлечение к административной ответственности за нарушение ПДД в течение предшествующего года. Если есть штрафы, к перевозке опасных грузов не допустят.

Водитель при получении задания к транспортировке наливного груза должен быть проинструктирован: какой груз везет, какими физико-химическими свойствами обладает, каковы условия, маршрут и правила перевозки.  Задача водителя – не только довести груз до конечного пункта, но и не подвергнуть опасности себя, других людей и природу.

ДОПОГ: что такое и как получить

Транспортировка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (сокращенно ДОПОГ или ADR).

Свидетельство ДОПОГ – допуск водителя к перевозке опасных грузов. Выглядит как водительские права: такая же пластиковая карточка, на лицевой стороне которой указаны данные водителя – ФИО, номер водительского удостоверения, дата, до которой действует, с другой стороны указаны классы опасности грузов, к перевозке которых допущен водитель.

Дальнобойщики задаются вопросом: стоит ли получать ADR? Однозначно стоит, ведь при трудоустройстве наличие ADR даст преимущество среди конкурентов.  Если стоит выбор, учиться или купить ДОПОГ, опытные водители рекомендуют пройти реальное обучение, потому что от этих знаний зависит ваша безопасность и окружающих, а также грузов. Чем больше у вас открыто категорий и корочек на руках, тем большим спросом вы пользуетесь.

Пользователь «Три категории» высказывает мнение: «Многие водители думают, что ДОПОГ нужен, чтобы просто показывать сотрудникам ГАИ, на самом деле всё намного серьезней. Если вы, к примеру, перевозите песок, щебень, то тех знаний, которые получили в автошколе, вам достаточно. Но если у вас за спиной опасный груз, воздействием которого вы можете нанести вред здоровью людей и окружающей среде, нанести материальный ущерб компании-работодателю, так как  грузы бывают взрывоопасные, вам нужны специальные знания. Это ценная информация и она нужна».

Обучение по ДОПОГ проводится как в автошколах, так и в специализированных центрах, которые есть в каждом крупном городе.

Михаил Л. советует: «Найдите хорошего инструктора по ДОПОГу в центрах или автошколах. Самому обучаться тяжело, там два огромнейших тома, страниц по 800. Хороший педагог внятно все объяснит. А если у них есть связь с Ространснадзором, чтобы побыстрее пройти очередь на экзамен, смело выбирайте эту школу».

Стоимость обучения на ДОПОГ

Обучение на свидетельство ДОПОГ имеет несколько ступеней в зависимости от класса опасности груза. Для начала нужно пройти базовый курс. Стоимость в среднем 5000 рублей при первичном обучении, повторное, которое необходимо проходить раз в пять лет, обойдется дешевле.

Отдельно необходимо пройти курсы для перевозки грузов в цистернах, а также веществ 1 класса опасности (взрывчатые вещества и изделия) и веществ 7 класса опасности (радиоактивные вещества). Стоимость каждого дополнительного курса около 3000 рублей.

«Советую обучаться на базовый курс и по третьему классу опасности. Но сначала надо успешно сдать экзамен по базовому курсу в Ространснадзоре, и только тогда вам дадут допуск на третий класс. За корочку нужно будет заплатить около 2000 госпошлину, и в течение 10 дней выдают документ» – делится блогер «Три категории».

Условия труда

Ограничения и жесткие требования касаются не только получения документов и перевозки грузов, но и условий труда водителей.

Рассказывает водитель нефтепродуктов Газпрома с ником «Опасный груз 178rus»:

«Останавливаться по пути нельзя без предупреждения, в Газмпроме за это штраф 100 тысяч на компанию, а компания вешает на водителя. Попить кофе, сходить в туалет – на заправочной станции. Если по пути сломался, остановили ГИБДД или попал в ДТП, надо отзвониться логистам и зарегистрировать остановку.

С бензином могу ехать только по разрешенным дорогам. Ограничения по скорости 70 км/ч, водители должны быть пристегнуты, нельзя курить в машинах.

Слив топлива. Если перепутали и залили в отсек для дизеля бензин, будут проблемы, но небольшие, откачают, почистят бочку. А вот если слили в хранилище не то, вот это ж**а. Там 30 кубов топлива, его утилизировать, это «компот». По стоимости это примерно 1,5 миллиона рублей, вешают на компанию, плюс это же надо откачивать. Затраты туда же. Плюс на время откачки – сутки, двое, заправка закрывается. Начисляют еще за простой. «Закомпотить» - очень дорогое удовольствие. Надо пять раз проверить что на наливе, что на сливе»

Водитель топливозаправщика Николай «В 90-е солярка стоила копейки, и её никто не считал. Сейчас в каждом отсеке стоит датчик ГЛОНАСС, машина увешана камерами. Тот, кто считает, что получил ДОПОГ, сел на бензовоз и как в 90х получает большие деньги – глубоко заблуждается.  Сейчас это нереально и неактуально. Есть какие-то лазейки, но это себе дороже – даже если вы продадите солярки на стороне по 30 рублей, организация с вас снимет уже по 60 рублей».

Зарплата

По данным Росстата, средняя заработная плата водителей автомобильного транспорта, оказывающих услуги по грузоперевозкам, составляет 42 тысячи рублей.

На сайте hh.ru (Новосибирск) в вакансиях водителя бензовоза указана зарплата от 72 до 150 тысяч рублей, водителям вакуумной цистерны  обещают 120 тысяч, за перевозку сжиженного газа предлагают 90 тысяч рублей. В требованиях указано безаварийное вождение, опыт работы от трех лет и наличие карты тахографа СКЗИ.

А реальными зарплатами делятся водители на одном из форумов.

Сергей Ли: «Мало того, водитель рискует каждый день (сгореть и взорваться может)! Так зарплата должна быть 150 тысяч».

Red A.: «Бензовозы Башнефть, 35 тысяч на одиночках, 50 с прицепом».

Опасный груз 178rus: «При сменном графике 90-120 тысяч, Питер».

«50, Крым», «Оренбург 50-55», «Красные Лукойлы на московских номерах по всем регионам ездят, получают 50-60 тысяч, делают 3-4 ходки в день и больше. Если вы считаете, что это хорошие деньги, то можете попробовать» .

Таким образом, перевозка наливных грузов – трудоёмкая работа как для корпораций, так и для водителей.  Для последних – не всегда оплачиваемая соизмеримо опасности и ответственности.


Екатерина Бирюля