← Дзен

На каждый из грузов найдётся тягач или кузов: классификация грузовых ТС

Если вы только открываете для себя мир автомобильных грузоперевозок, эта статья может послужить вам хорошей памяткой.

Как банально это бы не звучало, но грузовой автотранспорт всегда создавался под конкретные типы грузов с учётом особенностей их погрузки и разгрузки. Поэтому, например, скоропортящиеся пищевые продукты едут в рефрижераторах, «сыпучка» идеально чувствует себя в кузове самосвала, а наливные грузы — и вовсе в цистернах.

А это значит, когда перед логистом возникает задача организовать грузоперевозку, он должен понимать, какой грузовой автомобиль, грузовое ТС соответствует тому типу груза, который ему необходимо транспортировать. Также логисту нужно учитывать нюансы разгрузочно-погрузочного процесса и объём груза, чтобы выбрать наиболее подходящий по техническим характеристикам и тоннажности транспортное средство.

Основные виды грузового автотранспорта

Основные виды автомобильного грузового транспорта можно разделить на две большие условные группы — по техническим характеристикам и по типу самого кузова. Грузовые ТС — это не только все виды грузовых автомобилей, но и прицепы, полуприцепы, цистерны и т.д.

Классификация грузового транспорта по типу кузова:

  1. Открытые: самосвалы, а также бортовые, низкорамные и платформы — грузовые автомобили, которые как правило, служат для перевозки автомобилей, спецтехники, станков, всевозможных промышленных деталей и конструкций, погрузочно-разгрузочных работ на складах. Бортовые в данном случае по своей сути тоже платформы, только ограниченные бортами, а самосвалы в этой категории стоят особняком.

  2. Закрытые: тентованные, цельнометаллические (фургоны), промтоварные, изотермические, рефрижераторы, европлатформы.

  3. Специальные: цистерны, строительные (бетоносмесители, карьерные самосвалы), спецтехника (мусоровозы, лесовозы, автовозы и т.д.)

С точки зрения технических характеристик грузовые ТС классифицируются:

  1. По количеству осей — 2-5 и более-осные. Количество осей напрямую влияет на грузоподъёмность: чем их больше, тем с большей массой груза справится ТС. Наиболее популярными в России являются двух- и трехосные грузовики. 8-осные же гиганты, как правило, используются на добыче и в военных целях, например карьерные самосвалы и тягачи для перевозки ракет.

  2. По составу: одиночное ТС (фургон или авто с кузовом), автопоезд (седельный тягач с полуприцепом), прицепное — (ТС с прицепом).

  3. По грузоподъемности: малотоннажные (от 0,5 до 2 тонн), среднетоннажные (от 2 до 5 тонн), большие (от 5 до 16 тонн), особо большие (от 16 тонн).

  4. По максимально допустимой массе (полной массе гружёного ТС с экипажем): до 1,2 тонн, 1,2-2 тонны, 2-8 тонн, 8-14 тонн, 14-20 тонн, 20-40 тонн, свыше 40 тонн.

Подробная классификация грузового автомобильного транспорта

Безусловно, внутри всех перечисленных классов существует ещё более детальная классификация грузовых автомобилей и транспортных средств. Например, самосвалы делятся по функциональному назначению и принципам погрузки-разгрузки, а рефрижераторы — по своим температурным характеристикам и источникам питания. На этом мы остановимся подробнее.

Автопоезда:

  1. Седельный автопоезд — любой седельный тягач с любым полуприцепом.

  2. Автопоезд — фургон с прицепом общей допустимой длиной до 20 метров и массой до 44 тонн (согласно законам РФ). Имеет повышенную вместимость — 110-120 м3. Зачастую используется на сборных грузоперевозках по активным, популярным направлениям, так как за один рейс транспортирует больше партий товара. Может быть тентованным или цельнометаллическим.

Тягачи:

  1. Тягач – это грузовой автомобиль, буксирующий прицепы, полуприцепы и крупногабаритные грузы.

  2. Седельный тягач — с седельно-сцепным устройством («седлом), к которому крепится полуприцеп.

  3. Буксирный тягач — для буксировки тяжеловесных прицепов и других грузовиков. Тягово-сцепным устройством в данном случае служит крюк.

  4. Карьерный тягач — «тягач-внедорожник» повышенной грузоподъёмности.

  5. Балластный тягач — тяга, который может не только тянуть за собой груз, но и подталкивать его сзади, помогая ведущему тягачу.

  6. Аэродромный тягач — перемещает самолёты по аэродрому.

Фуры:

  1. Стандартная еврофура — седельный тягач, 20 тонн грузоподъёмности, с полуприцепом (тентованным, цельнометаллическим, изотермическим), вмещающим 33 паллеты. Это самый распространённый вид грузового автотранспорта для перевозок на дальние расстояния.

  2. Джамбо (Jumbo) — седельный тягач с полуприцепом вместимостью 96 м3, до 22 тонн грузоподъемности, с размерами 13,8 × 2,45 × 2,45 (3,0) метров. Если не знать всех нюансов, его можно принять за стандартную еврофуру, однако у полуприцепа «юмбы» (как его иногда называют российские шофёры) есть отличие в виде Г-образного основания пола: за счёт такой «ступеньки» полезная высота и полезный объем полуприцепа увеличиваются. Эта конструкция позволяет перевозить более высокие грузы, однако для транспортировки длинных цельных грузов она уже может не подойти — по той же причине.

  3. Мега (Mega) — седельный тягач грузоподъемностью 22 тонны с уменьшенным радиусом колёс, благодаря чему он возит полуприцеп трёхметровой высоты, подходящий для высоких грузов.

Самосвалы:

  1. Дорожные — то есть те, которые выполняют транспортировку грузов по обычным дорогам, это наиболее популярный вид самосвалов.

  2. Внедорожные — карьерные самосвалы, обладают увеличенной мощностью и грузоподъемностью, перевозят до 450 тонн груза. По дорогам общего назначения такие гиганты, как правило, не ездят. Обычно их транспортируют в разобранном виде к месту добычи, где собирают под пристальным вниманием специалистов бренда, под которым выпущен грузовик.

  3. Сочленённые — нечто среднее по функционалу между дорожным и карьерным самосвалом, зачастую их называют «землевозы». У них шарнирно-сочлененная рама, соединяющая кабину и кузов. Такие грузовики могут перевозить от 10 до 50 тонн грузов по сложным участкам пути на достаточно высокой скорости.

  4. Подземные — самосвалы для работы в забоях и разрезах при небольшом градусе наклона ствола. Фактически — это тягачи с прицепами на двойной шарнирной сцепке. Тоннажность подземных самосвалов варьируется от 1 до 40 тонн.

В качестве кузова у самосвала может быть: бункер — обычный или съезжающий, платформа — обычная или движущаяся. По принципу наклона они бывают гидравлическими, винтовыми (шнековыми), принудительными и телескопическими, а по способу разгрузки: с задней, боковой, двусторонней и универсальной разгрузкой.

Фургоны

По конструкции:

  • Каркасные — на прочный металлический остов крепится обшивка, создающая стены: тент, оцинкованная сталь, ламинированная фанера, пенопластовый утеплитель и т.д.

  • Бескаркасные — герметичные блоки из сендвич-панелей с утеплителем, отличаются низкой теплопроводностью.

По оснащению и назначению:

  • Фургоны общего назначения — самый распространённый и доступный вариант, предназначенный для грузов, при транспортировке которых не важен температурный режим. Тем не менее наличие «стен и потолка» обеспечивает защиту грузов от осадков, солнечных лучей и прочих вредных внешних воздействий. Чаще всего в этих фургонах перевозят промтовары, благодаря чему в народе они получили название — «промтоварные».

  • Изотермические или термобудки —герметичные фургоны, сохраняющие на длительный срок температуру. Подходят для перевозки фруктов, овощей и ещё ряда пищевой продукции.

  • Торговые прицепы, то есть прицепы, оснащённые оборудованием для торговли (витрина и т.д.) или для приготовления еды и торговли (фуд-траки). Могут быть сделаны из изотермических материалов или сендвич-панелей.

  • Фургоны специального назначения — требующие индивидуального проекта: автомастерские на колёсах, тушевозы, коневозки и т.д.

  • Рефрижераторы — фургоны, оснащённые морозильной техникой для транспортировки замороженной продукции на дальние расстояния.

Рефрижераторы

Рефрижератор по сути является усовершенствованным вариантом изотермического фургона за счёт встроенной холодильной установки. Они используются для перевозки продуктов питания и других грузов, транспортировка и хранение которых требует постоянной поддержки конкретного температурного режима.

Рефрижераторы делятся на классы по температурным характеристикам:

A — поддерживается температура от +12°C до 0°C.

B — поддерживается температура от +12° до -10°C.

C — поддерживается температура от +12°C до -20°C.

D — внутренний воздух не нагревается выше +2°C.

E — температура не поднимается выше -10°C.

F — поддерживается микроклимат от -20°C и холоднее. Обычно, после буквы F в маркировке таких рефрижераторов идёт ещё несколько букв, например, RA, RB и RC, что означает усиленные установки классов A, B и C — соответственно.

Также существует классификация рефрижераторов по энергопотреблению: A — дизельные, B — работающие от двигателя авто, C — работающие от генератора и D — эвтетические, когда в кузов устанавливаются заранее замороженные панели, которые не вырабатывают холод, а лишь держат его.

Платформы и низкорамные тралы

Платформы и низкорамные тралы —открытые грузовые транспортные средства, без бортов и стенок. У тралов есть пандус или аппарели, предназначенные для заезда ТС или спецтехники на платформу. На платформах же перевозят тяжёлые грузы, не имеющие собственных колёс, например, станки, поэтому погрузка на платформу зачастую производится при помощи крана.

Спецкузов

К категории ТС со специальным видом кузова относятся всевозможные лесовозы, контейнеровозы, зерновозы, упомянутые выше самосвалы и цистерны.

Цистерны

Цистерна является типом грузового специального кузова, который заслуживает более пристального рассмотрения. Как правило, цистерны имеют форму бочки или «чемодана». Они незаменимы при перевозке жидкостей и газообразных веществ. Оснащены всем необходимым для налива и слива, внутри может быть один иди несколько отсеков.

Конструкции цистерн создаются исключительно под перевозимые вещества: в определённых случаях они оснащаются крутящимися механизмами (для перемешивания), камерами вокруг кузова («паровой рубашкой»), создающими подогрев, «кожухами», снижающими приток тепла к грузу и задерживающим процесс его испарения.

Роман Кадулин