Какие легковые автомобили чаще всего используются для коммерческих перевозок и что нужно знать о легких прицепах?
Грузоперевозки легковыми автомобилями — отдельный сегмент рынка автоперевозок, занимаются которым, в основном, службы экспресс-доставки. Чаще всего это доставка на так называемой «последней миле», конечному получателю.
Обычно для коммерческих перевозок используются специализированные «каблуки», реже — обычные легковушки и уж совсем редко пикапы и легковые автомобили с прицепами.
«Каблуки» и обычные легковушки
По городам и регионам небольшие грузы возят прежде всего на «каблучках» — легковых автомобилях с грузовым отсеком. Это специализированный транспорт, «заточенный» под логистику. Обычно такие каблучки оснащаются сдвижными или задними дверьми, облегчающими погрузку и выгрузку. В грузовом отсеке могут располагаться крепления для стяжных ремней, полки и даже рефрижераторная установка.
Иногда грузы возят на самых обычных легковушках — седанах и хэтчбеках. Автор этих строк в бытность студентом подрабатывал в службе экспресс-доставки и ежедневно развозил свежие фрукты в рестораны на обычном пятидверном «Гольфе»; складывающиеся задние сидения позволяли вместить 10-12 ящиков. Но если речь идёт о коммерческих перевозках, то используются в основном каблуки. Для перевозки грузов на небольшие расстояния это самый популярный вариант.
фото: favcars.com
Небольшим грузам может найтись место и на крыше легкового автомобиля. Такой багажник может быть установлен практически на любом автомобиле; стоит он недорого, но объём его невелик, а допустимая масса груза обычно не превышает 50 килограмм. В коммерческих перевозках багажники, установленные на крышу легковушки, применяются исключительно редко.
Пикапы
Эти машины оказались в «подвешенном состоянии» — кто-то считает их грузовиком, а кто-то легковушкой. В России к пикапам чаще всего относятся именно как к легковушкам и для коммерческих перевозок используют исключительно редко. Например, такую машину может приобрести владелец строительного магазина, расположенного в провинции, чтобы доставлять тяжелые товары покупателям — но вряд ли хоть одна служба доставки решит пополнить пикапами свой автопарк. Сказывается типовая специфика: далеко не все грузы можно перевозить на открытой платформе.
За рубежом все обстоит несколько иначе. В Америке пикапы нередко заменяют… седельные тягачи. Тяжёлые машины с мощными (до 600 «лошадей», а иногда и более) моторами оснащают седлом и цепляют к ним полуприцепы, а затем используют для перевозки самых разных грузов. Конечно, пикап не так комфортен как тягач, и ночевать в нём, мягко говоря, неудобно. Поэтому чаще всего такие сцепки используются на сравнительно коротких дистанциях. Но многое зависит и от неприхотливости водителя: при необходимости, он может остановиться на ночёвку в мотеле.
Фото: m.fishki.net
В России пикапы с полуприцепами не ездят — в первую очередь потому, что мощные пикапы у нас встречаются довольно редко и стоят очень дорого. Такие машины чаще всего покупают любители активного отдыха, охотники, рыболовы и фермеры.
Легковушка с прицепом
Прицепы — это, пожалуй, самый распространённый вариант, который повсеместно встречается на российских дорогах. И, опять же, преимущественно некоммерческий: пользуются прицепами в основном для личных нужд – например, для перевозки грузов из города на дачу.
Для управления легковушкой с прицепом достаточно категории В, если соблюдаются следующие условия: прицеп не весит более 750 или не весит больше, чем сама легковушка, а вес прицепа и машины вкупе не превышает 3,5 тонн. Если хоть одно из этих условий не выполняется, понадобится сдать на права категории ВЕ.
Следует помнить, что прицеп — это отдельное транспортное средство: его нужно зарегистрировать в госавтоинспекции в течение десяти дней после покупки. При регистрации владелец получит СРТС и госномер. Отдельная страховка прицепу не нужна.
Фото: drive2.ru
Правила движения с прицепом
ПДД регламентируют максимальную скорость автопоезда (да, легковушка с прицепом равно как и тяжелая фура тоже считается автопоездом). Вне населенных пунктов автопоезд должен ехать не быстрее 90 км/ч, а в населенных пунктах на 20 километров в час медленнее — не быстрее 70 км/ч.
Эти правила следует соблюдать: камеры фиксации нарушений «ловят» прицепы так же эффективно, как и обычные автомобили.
Предъявляются к прицепам и технические требования – почти такие же, как к автомобилям. У них должны работать габаритные огни. Если сцепное устройство неисправно, использовать прицеп нельзя. Если прицеп оснащен тормозной системой, она также должна быть исправна.
Штраф за езду с неисправностями невелик и составляет 500 рублей. Водителю легкового автомобиля, чей прицеп не зарегистрирован, грозит штраф в 5000 рублей. Отсутствие необходимой категории прав карается таким же штрафом, а если водитель без прав, решивший использовать прицеп, повредит чужое авто, ему придётся оплачивать ремонт — страховка не поможет.
В прицепе по очевидным причинам нельзя перевозить пассажиров. Кроме того, автомобили с прицепами не должны перевозить грузы, которые ограничивают обзор водителю, закрывают ходовые огни и другие осветительные приборы, мешают другим участникам дорожного движения.
Важно помнить, что прицеп является отдельным транспортным средством: за него придётся доплачивать и на стоянке, и на платной автомагистрали. С платными дорогами, впрочем, не всё так однозначно: некоторые операторы для легковых автомобилей с прицепом делают поблажки и пропускают по стоимость отдельного автомобиля, но — далеко не все.
Вождение легковушки с прицепом
Чтобы получить категорию ВЕ на прицеп, придётся идти в автошколу. Если же прицеп весит меньше 750 килограмм, дополнительные занятия не требуются. Но кое-что знать владельцу легкового автомобиля всё-таки надо.
Прицеп по очевидным причинам ухудшает динамику автомобиля: автопоезд хуже разгоняется и хуже тормозит. Водителю следует быть аккуратным и не допускать резких маневров, иначе прицеп может занести. Особое внимание следует уделить поворотам: радиус придётся увеличить.
Задний ход с прицепом и особенно парковка задним ходом — это, пожалуй, самое сложное из того, с чем предстоит встретиться водителю легкового автомобиля. На освоение таких маневров уйдёт определённое количество времени. При должной практике навык выработается достаточно быстро.
Легковушка с полуприцепом: дерзкая фантазия карельского энтузиаста
В декабре прошлого года автоэнтузиаст из Карелии Пётр Груздев представил удивлённой общественности седельный тягач на базе известного отечественного внедорожника — LADA Niva. Мощность мотора у представленной машины — всего 100 лошадиных сил; конечно, тяжёлые грузы такой тягач возить не сможет. Его создатель, однако, уверен, что при адекватном отношении тягач на базе «Нивы» станет хорошим помощником в хозяйстве. Например, такой прицеп подойдет для перевозки сена или другого легковесного, но объемного груза.
И всё же перспективы серийного производства вызывают определённые сомнения. С момента анонса новинки прошло полгода, но новостей, посвященных этому прицепу с тех пор не выходило.
Фото: autonews.ru