← Дзен

«Водитель виновен, потому что пытался избежать столкновения»

https://kartinkin.net/

В аварийной ситуации водитель, согласно ПДД, должен снизить скорость вплоть до остановки. Но иногда обстоятельства складываются так, что остановка машины может привести к более серьёзным последствиям.

Недавно адвокат Виталий Буркин опубликовал в своём блоге рассказ о резонансном ДТП, которое произошло в Башкирии девять лет назад. Тогда водитель КАМАЗа едва не оказался за решёткой из-за того, что попытался избежать столкновения с несущейся навстречу легковушкой.

Авария произошла на автодороге Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск в августе 2013 года. Водитель КАМАЗа Руслан Разетдинов двигался в своей полосе, не нарушая правил дорожного движения. Машина была исправна, водитель трезв, а скорость грузовика составляла 60 км/ч.

Въезжая в поворот, Руслан заметил летевшую с огромной скоростью легковушку, которая ехала по встречной полосе, цепляя обочину. Водитель большегруза выкрутил руль влево, чтобы избежать столкновения, но не успел: машины столкнулись.

Важная деталь: во время столкновения КАМАЗ находился в своей полосе. Однако после удара большегруз, руль которого был вывернут, всё же выехал на «встречку».

Водитель и трое пассажиров легковушки погибли на месте ДТП. Следствие установило, что все они были пьяны. Нашёлся свидетель, который подтвердил эту информацию и рассказал, что водитель ехал со скоростью более 110 км/ч, периодически выезжая на встречную полосу. Сам свидетель вышел из машины буквально за пять минут до трагедии.

Казалось бы, всё очевидно: в ДТП виновен водитель легковушки. Но в районной прокуратуре решили иначе.

— У нас суды, в том числе и Верховный суд, неправильно толкуют правила дорожного движения — без учёта уголовного права. В ПДД написано, что при возникновении опасности необходимо остановиться. Любые другие действия водителя, который пытается избежать столкновения, трактуются как нарушение ПДД, и на этом основании водителя могут признать виновным в аварии, — рассказывает Виталий Буркин.

Так и произошло. В отношении Руслана Разетдинова было возбуждено уголовное дело. Следствие обвинило его в том, что вместо положенной остановки водитель вывернул руль налево, пытаясь предотвратить аварию. Белорецкий районный суд Башкирии поддержал эту версию и, несмотря на усилия защиты, признал Руслана виновным.

— Это абсолютная глупость, потому что причиной столкновения был выезд легковушки на встречную полосу. Прокурор же считал, что мой подзащитный виновен, потому что вместо того, чтобы остановиться, он пытался избежать столкновения, что запрещено в ПДД. А я строил защиту на том, что у водителя была крайняя необходимость поступить именно так, — вспоминает адвокат.

Виталий Буркин подал кассационную жалобу в Верховный суд Башкирии, который повторно рассмотрел дело и признал постановление нижестоящей инстанции несправедливым. Спустя 2,5 года (именно столько длились разбирательства) водитель был полностью оправдан.

Рассматривая похожие дела, правоохранители зачастую не принимают в расчёт обстоятельства, из-за которых водители в экстренных ситуациях совершают те или иные действия. Говоря о вышеописанном инциденте, Виталий Буркин объясняет позицию следователей круговой порукой: «возбудили дело, значит, надо найти виновного; предъявили обвинения, значит, надо направить дело в суд».

Проблема трактовки норм ПДД актуальна и сегодня.  

— Я общался с разными юристами и адвокатами; все они становятся заложниками этой ситуации, потому что у нас есть постановление пленума Верховного суда России, в котором указано, что водитель при возникновении аварийной ситуации должен остановиться. Это неправильное толкование права, но тогда, в 2013 году нам удалось доказать, что подзащитный невиновен, так как причиной столкновения стали действия именно пьяного водителя, — рассказывает адвокат. 

Есть ли у этой проблемы решение — вопрос открытый. Коварство пункта 10.1 ПДД (именно он обязывает водителя сбрасывать скорость вплоть до остановки при любой опасной ситуации) признают даже в Министерстве внутренних дел. Но дело, описанное Виталием Буркиным, показывает, что возможность доказать правомерность действий, идущих вразрез с Правилами дорожного движения, у водителей всё же есть, хотя сделать это бывает непросто.