← Дзен

Какой полуприцеп принесет больше денег в 2022 году?

Если последние несколько лет ваша компания выбирала полуприцепы одной марки — Schmitz, Krone или Grunwald, не факт, что в следующем году их снова надо включать в план закупок.

Евгений Поправка, исполнительный директор Полуприцеп.рф, рассказал читателям портала ATI.SU, почему важно заново считать рентабельность техники каждый год и какие полуприцепы принесут больше денег в 2022 году.

Как 2021 год изменил рынок грузового транспорта

По данным компании Полуприцеп.рф, стоимость новой коммерческой техники в 2021 году увеличилась в среднем на 30%. Главные причины, которые озвучивают сами автопроизводители, — рост стоимости комплектующих и цен на материалы (особенно на металлы, резину, пластик). Альтернатива — полуприцепы с пробегом, однако и в этом сегменте ценообразование привязано к рынку новой техники. Как следствие, цены на подержанный транспорт в России тоже увеличилась.

Параллельно (на фоне пандемии и развития электронной коммерции) вырос сам рынок грузоперевозок. А вместе с ним и спрос: некоторые производители зафиксировали увеличение продаж на 40%, отмечает Евгений Поправка. Из-за этого в сегменте грузовой техники возник дефицит, который привел к спекулятивному росту цен на полуприцепы в наличии: их не надо ждать — можно купить нужный транспорт здесь и сейчас.

Чем опасен для рентабельности спекулятивный рост цен

Рентабельность автопарка зависит от нескольких показателей. Ключевые из них — стоимость покупки новой техники и ее последующей продажи на вторичном рынке. Однако цены у производителей выросли неравномерно: у кого-то на 15%, у других — на все 30%, отмечают в Полуприцеп.рф. Если бы повышение было связано только с удорожанием себестоимости производства, такого разброса не было бы: полуприцепы делают по плюс-минус одинаковым технологиям, из схожих материалов.

Эксперты компании убеждены: цены растут еще и по спекулятивным причинам: из-за дефицита транспорта, ажиотажа, избыточного спроса. Но как только рынок найдет баланс между спросом и предложением, а производители опять начнут конкурировать за клиента, цены на технику упадут — сначала на новую, затем и на б/у. Получается, что любой перевозчик, который сейчас покупает сильно переоцененный полуприцеп и рассчитывает выйти в плюс за счет его высокой остаточной стоимости, очень сильно рискует.

«Возьмем для примера Fliegl — семейную немецкую компанию с полувековой историей, которая выпускает около 6 тысяч полуприцепов в год и занимает у себя на родине пятое место по объему продаж. В России этот бренд пока представлен слабо, поэтому цены на его технику не так сильно зависят от спроса, — рассказывает Евгений Поправка. — Что получается: по нашей оценке, в 2021 году новые полуприцепы Fliegl выросли в цене на 22%, тогда как техника популярного бренда Schmitz — на 32%. С точки зрения сервиса у них одинаковая стоимость владения, продукция обоих брендов производится примерно по одним технологиям. При этом у Schmitz больше объемы — значит, по логике, себестоимость должна быть даже ниже, чем у Fliegl. Но все обстоит ровно наоборот: Schmitz стоит дороже, а это значит, что его техника так сильно подорожала по спекулятивным причинам».

Почему мы каждый год заново рассчитываем рентабельность и выбираем производителей

Для дилеров, которые работают по классической схеме и продают технику разных брендов, не важна рентабельность марок. Задача таких компаний — продать транспорт, при этом последующая эффективность и экономика эксплуатации их не беспокоит. Поэтому «лучшим» предложением часто оказывается либо самый дорогой полуприцеп, либо тот, который гарантированно есть на складе.

У Полуприцеп.рф — другой бизнес, построенный на аренде. Поэтому компании важно дать клиенту самую рентабельную технику.

Как рассчитывается рентабельность? К цене покупки новой техники прибавляются расходы на сервисное обслуживание за весь срок эксплуатации и переплата за кредит или лизинг. Из суммы вычитается цена продажи на вторичном рынке. Полученная общая стоимость владения делится на количество пройденных километров — в результате получается стоимость одного километра. По этому параметру сравниваются бренды и конкретные модели полуприцепов: чем дешевле километр — тем рентабельнее техника.

«Мы — независимая компания, не привязанная к закупке техники только у одного производителя. Поэтому каждый год мы пересчитываем рентабельность и определяем полуприцепы с лучшей стоимостью километра в каждом типе, — говорит Евгений Поправка. — Конечно, можно предлагать только Schmitz — это мощный бренд, на который всегда есть спрос. Но наши расчеты показали, что экономика эксплуатации их техники изменилась, поэтому в следующем году мы будем закупать полуприцепы с более высокой рентабельностью». Так клиенты могут быть уверены: они получат технику, которая обеспечит лучшую экономику бизнесу.


Какие марки появятся в каталоге Полуприцеп.рф

В следующем году компания предложит клиентам полуприцепы от брендов Fliegl (13-метровый шторный в классическом исполнении и в исполнении TIR) и ТОНАР (16,5-метровый шторный и 4-осный контейнеровоз с разнесенными осями). Именно эти четыре позиции показали при расчетах самую высокую рентабельность в своих категориях. Разберем на конкретных примерах.

Стандартный шторный полуприцеп 13,6 метра (с закладными под коники)

Производитель / показатели (в рублях)

Fliegl

Schmitz

Стоимость нового полуприцепа

3 234 000

3 612 000

Расходы на сервис при пробеге 1 млн км

900 000

900 000

Переплата за кредит / лизинг за 5 лет

1 293 600

1 444 800

Цена продажи через 5 лет

1 940 400

2 167 200

Итоговая стоимость владения за 5 лет

(3 234 000 + 900 000 +

1 293 600) − 1 940 400 = 3 487 200

(3 612 000 + 900 000 +

1 444 800) − 2 167 200

= 3 789 600

Стоимость одного километра (из расчета, что полуприцеп прошел 1 млн км за 5 лет)

3,49

3,79

Расчет показывает, что при пробеге в 1 млн км стоимость одного километра для полуприцепа Schmitz на 8% выше, чем у аналога от Fliegl. Выгода от покупки Fiegl за весь срок эксплуатации составит 3 789 600 − 3 487 200 = 302 400 рублей. А если перевозчик приобретет пять полуприцепов, то уже более 1,5 млн рублей.

Удлиненный шторный полуприцеп 16,5 метра

Производитель / показатели (в рублях)

ТОНАР

Schmitz

Стоимость нового полуприцепа

2 950 000

4 452 000

Расходы на сервис при пробеге 1 млн км

1 300 000

900 000

Переплата за кредит / лизинг за 5 лет

 1 180 000

1 780 800

Цена продажи через 5 лет

1 475 000

2 671 200

Итоговая стоимость владения за 5 лет

(2 950 000 + 1 300 000 + 1 180 000) − 1 475 000 = 3 955 000

(4 452 000 + 900 000 + 1 780 800) − 2 671 200

= 4 461 600

 

Стоимость одного километра (из расчета, что полуприцеп прошел 1 млн км за 5 лет)

3,96

 4,46

Расчет показывает, что при пробеге в 1 млн км стоимость одного километра для полуприцепа Schmitz на 11,35% выше, чем у аналога от ТОНАР. Выгода от покупки ТОНАР за весь срок эксплуатации составит 4 461 600 − 3 955 000 = 506 600 рублей. Для пяти полуприцепов — свыше 2,5 млн рублей.

Разница в рентабельности довольно существенна. И это даже без учета того, что через 5 лет б/у полуприцепы Schmitz, скорее всего, будут продаваться еще дешевле, чем указано в расчетах, — из-за уже упомянутого спекулятивного роста цен. В масштабах транспортной компании с десятками и сотнями сцепок это позволяет сэкономить миллионы рублей.

«Мы стараемся быть максимально открытыми и честно показываем нашим клиентам и другим игрокам рынка, как рассчитываем рентабельность того или иного полуприцепа, — подытоживает Евгений Поправка. — Всегда рады обратной связи. Если в какой-то компании используют для таких расчетов другую методологию, было бы интересно с ней познакомиться».

Текст подготовлен совместно с пресс-службой компании Полуприцеп.РФ