← Дзен

Из фуры в вагон: за какие грузы железнодорожники могут поспорить с автоперевозчиками?

messefrankfurt.com

Осенью СМИ сообщили, что грузы уходят с автомобильных дорог на железные. Так ли это на самом деле и что делают железнодорожники, чтобы активнее привлекать грузоотправителей?

В сентябре «Коммерсантъ» сообщил о нарастающей тенденции — перераспределении грузов по видам транспорта. По данным издания (и в соответствии с комментариями опрошенных экспертов) железная дорога нарастила объемы перевозок за счёт грузов, ранее перевозившихся фурами. Причинами перераспределения были названы пандемия и повышение ставок на грузоперевозки. 

Так ли это на самом деле? Мы обратились за комментарием к эксперту в области логистики и управления цепями поставок Людмиле Симоновой — и выяснили, что говорить о масштабном перераспределении сегодня не приходится. По словам Людмилы Симоновой, грузооборот автотранспорта растёт гораздо быстрее, чем грузооборот на железных дорогах. Средняя дальность автоперевозок увеличивается — а ведь именно на длинном плече железнодорожные перевозки наиболее выгодны. 

— В сегменте e-commerce какие-то грузы изредка могут перевозиться по железным дорогам, например, тяжёлая бытовая техника, шины, товары DIY, бытовая химия, — объясняет эксперт. — E-commerce активно развивается в регионах, и на дальние расстояния, до какого-нибудь распределительного центра груз может доехать в вагоне. Это, вероятнее всего, будет дешевле, но насколько лучше? На «последней миле» его всё равно придётся везти автомобилем.

Таким образом, «традиционные» для автомобильного транспорта грузы остаются автомобильными — хотя иногда обстоятельства и приводят к тому, что они оказываются в железнодорожных вагонах. 

Контейнеры — особый случай: на коротком плече и последней миле они чаще перевозятся фурами, а на дальние расстояния — по морю или поездами. Недавно РЖД отчиталась о рекордном росте контейнерных перевозок: за первые 11 месяцев текущего года по железным дорогам было перевезено в 1,4 раза больше транзитных контейнеров, чем в аналогичный период предыдущего года, более 1 млн TEU. Часть этих контейнеров могли бы везти фуры, если бы не трудности с пересечением границ, вызванные коронавирусом. 

Объёмы внутрироссийских перевозок контейнеров в 2020 году тоже установили рекорд, превысив 5,8 млн TEU. Новые контейнерные маршруты запускаются с завидной регулярностью и нет сомнений в том, что рост показателей продолжится. 

Растёт другой показатель, чрезвычайно важный для железнодорожников — скорость доставки: по итогам 2020 года она увеличилась на 439 километров в сутки, прибавив 11,4% в годовом выражении. 

Сократить сроки доставки помогают и цифровые сервисы, которые существенно упрощают бюрократические процедуры. В 2017 году была запущена электронная торговая платформа «Грузовые перевозки»; по функционалу она похожа на ATI.SU — здесь можно разместить заказ на перевозку груза в любом направлении и получить предложения от железнодорожных операторов.

Недавно РЖД запустили ещё один перспективный сервис — маркетплейс «РЖД Маркет». Это торговая площадка, с помощью которой предприятия могут найти лучшие цены на нужную продукцию и приобрести её, заказав доставку с помощью ж/д транспорта. Выбрать лучшего поставщика можно ориентируясь на цену, рейтинг или отзывы других клиентов. Сделка проходит в электронной форме с помощью платформы «Грузовые перевозки», а счёт выставляется одновременно и за товар, и за доставку.

Уже сегодня на «РЖД Маркете» можно приобрести товары, которые нередко перевозятся автомобильным транспортом: изделия из бумаги, запчасти, стройматериалы.

Маркетплейс появился совсем недавно, и количество размещённых товаров постоянно растёт. Если доставка по железной дороге может быть интересна вам или вашим клиентам, добавьте «РЖД Маркет» в закладки браузера — возможно, именно здесь вы найдёте предложение, которое вас заинтересует. 

Увеличение скорости доставки и новые цифровые сервисы делают железнодорожные перевозки более привлекательными для грузоотправителей. Безусловно, с главным преимуществом автомобильного транспорта — его высочайшей мобильностью — железнодорожникам тягаться трудно. Но там, где железные дороги всё-таки есть, их использование становится всё более рентабельным. И хотя на сегодняшний день говорить о сколь-либо масштабном перераспределении грузов не приходится, в некоторых сегментах такие тенденции всё же наблюдаются. Активные действия железнодорожников, постоянно улучшающих свои сервисы и открывающих новые направления, позволяют предположить, что в будущем некоторые грузы, которые сегодня перевозят фуры, будут всё чаще оказываться в железнодорожных вагонах.